Лидское сельское поселение
Бокситогорского муниципального района
(Ленинградская область)


См. также герб бывшего Подборовского сельского поселения

До 2014 года существовало Заборьевское сельское поселение.

В июне 2014 года Заборьевское и Подборовское сельские поселения объединены в новое "Лидское сельское поселение" с центром в п. Заборье. Поселение было названо по древней деревне Лидь и речке Лидь.

Герб Заборьевского сельского поселения утвержден Решением Совета депутатов с.п. от 14 мая 2012 года №134 "Об утверждении официальных символов муниципального образования Заборьевского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области". Герб внесён в Государственный геральдический регистр РФ под № 7676. Cогласно тексту Положения о гербе:

2.1. Геральдическое описание ГЕРБА:
В червленом (красном) поле с лазоревой (синей, голубой) оконечностью- восемь золотых боевых топоров без древков, сложенных в фигуру наподобие солнцеворота по ходу солнца лезвиями наружу; соседние соприкасаются невидимыми торцами проушин; каждая с остроконечным обухом, направленным внутрь сквозного отверстия образуемой топорами фигуры; поверх поля и оконечности- серебряная голова Наяды в головном уборе, подобном морской раковине, и с волосами расходящимися в каждую сторону тремя локонами, подобными потокам соединяющимися в узел на концах, вписанных по сторонам.
Стороны в геральдике определяются от лица, держащего щит.
2.2. Толкование символики ГЕРБА:
В древности территория Заборьевского сельского поселения была частью земель Великого Новгорода. После присоединения в 1478 году к Москве новгородские владения были разделены на пять частей (пятин), одной из которых была Бежецкая пятина. Для удобства в управлении каждая пятина делилась на половины, а те, в свою очередь - на множество округов, называвшихся погостами. Сведения о погостах содержатся в Писцовых книгах Бежецкой пятины. Погост означал административный сельский округ, группу селений, связанных общим управлением. Главное селение округа называлось погостом. Погостский округ был равнозначен по своему значению понятию волость (Горлова И. В. Краеведение. Бокситогорск. 2005. С. 72-73).
Современная территория Заборьевского сельского поселения относилась к двум погостам Обонежской половины Бежецкой пятины Великого Новгорода.
...
На территории Заборьевского сельского поселения расположена деревня Перун (а в дореволюционное время- и одноименная дворянская усадьба), находящаяся на правом берегу реки Колпь, вблизи границы Вологодской и Ленинградской областей. Форма названия деревни Перунь с древним славянским формантом - j, означающему принадлежность кому-то в сочетании с именем божества, очень точно передает заложенный некогда в топоним смысл - «место, принадлежащее Перуну; святилище, посвященное Перуну». Характерно и то, что деревня Перунь находится всего лишь в пяти верстах выше впадения в Колпь реки Волочны, само название которой говорит о том, что она вела на волок, где перетаскивали суда с одной реки на другую. Действительно во времена Бежцкой пятины Новгородских земель здесь существовал водно-волоковой путь с реки Чагоды через ее приток Лидь и сухопутный трехверстный волок на реку Волочну и далее - в Колпь и Суду. По археологически раскопкам последних лет стало известно, что именно на Колпи славяне селились уже в X-XIII веках.
Курганы с языческим обрядом захоронения в изобилии встречаются по берегам Колпи выше и ниже устья реки Волочны. Поэтому возникновение святилища Перуна в этих местах представляется вполне обоснованным. Перун благоволил воинам, следовательно, на месте деревни Перунь могло находиться поселение дружинников, охранявших волок с Лиди на Колпь. К слову стоит отметить достаточно широкое распространение подобного названия на территории бывшей Новгородской губернии. Деревня Перун (в старом написании- Перунь) упоминается в книге писателя Бориса Борисовича Вахтина “Так сложилась жизнь моя” (М.: Советский писатель.1990. С. 349): “Деревня Перунь- знаешь?- Нет.- Никто не знает. За Череповцом. Дом у меня там. Поедем туда?- Что там делать?- А то же, что и тут, только в своем доме. А кроме того, печь истоплю тебе, поесть сготовлю, в бане вымою. Ты что умеешь?”
Перун- главный бог у славян дохристианского времени. Он- громовержец, покровитель военных. Перуна называли княжьим богом, поскольку он покровительствовал князям, символизируя их власть. Молнии- громовые стрелы бога громовержца.
Важным атрибутом Перуна считался топор. С данным фактом связывают многочисленные амулеты-топорики, находимые археологами на древнерусских землях и связываемые с дружинной средой (ведь Перун- покровитель князя и дружины). Считается, что амулеты-топорики выдавались отрокам, а по мере входа их в дружину- воспринимались и как символ принадлежности к ней (Макаров Н. А. Древнерусские амулеты-топорики //Российская археология. 1992. N 2. C 41-56).
Восемь золотых секир без древков, сложенных в фигуру наподобие солнцеворота по ходу солнца лезвиями наружу; соседние соприкасаются невидимыми торцами проушин; каждая с остроконечным обухом, направленным внутрь сквозного отверстия образуемой секирами фигуры- напоминание о бывшей дворянской усадьбе и деревне Перунь (происхождении их названий).
Серебряная голова Наяды в головном уборе, подобном морской раковине, и с волосами расходящимися в каждую сторону тремя локонами, подобными потокам соединяющимися в узел на концах- символ рек и ручьев. На территории Заборьевского сельского поселения протекают Лидь, Колпь, Меженка, Белая, Ишановка, многочисленные ручьи.
Червлень (красный)- символ труда, жизнеутверждающей силы, мужества, самоотверженности, праздника, солнца и тепла.
Лазурь (синий, голубой)- символ красоты, любви, мира, возвышенных устремлений. Напоминание о протекающей по территории Заборьевского сельского поселения (также как и символ головы Наяды) многочисленных речушках и расположенных здесь озерах.
Золото- символ божественного сияния, благодати, прочности, величия, солнечного света. Символизирует также могущество, силу, постоянство, знатность, справедливость, верность.
Серебро- чистота помыслов, искренность, правдивость, невинность, благородство, откровенность, непорочность, надежда.

По сообщению Б.Вольфова со ссылкой на сайт поселения

После объединения Заборьевского СП с Подборовским СП с образованием нового Лидского СП символы поселения были пересмотрены. Бывший герб Заборьевского СП стал малым гербом Лидского СП, а большой герб Лидского СП объединил в себе символы и бывших Заборьевского, и Лидского СП. Герб Лидского СП утверждён Решением Совета депутатов Лидского СП № 133 от 31 октября 2016 года. Большой герб Лидского СП внесен в Государственный геральдический регистр РФ под № 11219.

2.1. Геральдическое описание БОЛЬШОГО ГЕРБА:
Щит четверочастный. В первой и третьей частях- в червленом (красном) поле с лазоревой (синей, голубой) оконечностью - восемь золотых боевых топоров без древков, сложенных в фигуру наподобие солнцеворота по ходу солнца лезвиями наружу; соседние соприкасаются невидимыми торцами проушин; каждая с остроконечым обухом, направленным внутрь сквозного отверстия образуемой топорами фигуры; поверх поля и оконечности - серебряная голова Наяды в головном уборе, подобном морской раковине, и с волосами, расходящимися в каждую сторону тремя локонами, подобными потокам, соединяющимися в узел на концах, вписанных по сторонам.
Во второй и четвертой частях- в червленом (красном) поле с лазоревой (синей, голубой) оконечностью, обремененной двумя золотыми трубами с рукотями, положенными в противонаправленные перевязи и раструбами вверх и в стороны, завершенной двумя бегущими потоками в опрокинутое вписанное (по сторонам) и расширяющееся к сторонам стропило, - серебряная женщина прямо в таковом же одеянии, с поднятыми крыльями, держащая в правой руке серебряный с золотою рукоятью меч в столб, а в левой - золотые весы.
2.2. Геральдическое описание МАЛОГО ГЕРБА:
В червленом (красном) поле с лазоревой (синей, голубой) оконечностью - восемь золотых боевых топоров без древков, сложенных в фигуру наподобие солнцеворота по ходу солнца лезвиями наружу; соседние соприкасаются невидимыми торцами проушин; каждая с остроконечым обухом, направленным внутрь сквозного отверстия образуемой топорами фигуры; поверх поля и оконечности - серебряная голова Наяды в головном уборе, подобном морской раковине, и с волосами, расходящимися в каждую сторону тремя локонами, подобными потокам, соединяющимися в узел на концах, вписанных по сторонам.
2.3. Толкование символики ГЕРБА:
Восемь золотых секир без древков, сложенных в фигуру наподобие солнцеворота по ходу солнца лезвиями наружу; соседние соприкасаются невидимыми торцами проушин; каждая с остроконечным обухом, направленным внутрь сквозного отверстия образуемой секирами фигуры- напоминание о названии бывшей дворянской усадьбы и деревни Перунь.
Серебряная голова Наяды в головном уборе, подобном морской раковине, и с волосами расходящимися в каждую сторону тремя локонами, подобными потокам соединяющимися в узел на концах- символ рек и ручьев.
Cеребряная женщина в таковом же одеянии с поднятыми крыльями, держащий в правой руке серебряный с золотою рукояткою меч, а в левой золотые весы- с одной стороны напоминает о местных землевладельцах дворянского рода фон- Поппен: усадьбе Подборовье (1914 год), деревни Вяз (1874-1878 гг.), “деревне Верховье, что ныне сельцо Никольское” (1897 год), селе Поток с пустошами (1897 год), усадьбе Поток (1897 год).
Род новгородских дворян Колюбакиных на протяжении веков владели землями на территории современного Подборовского сельского поселения. Далекими от нас 1499-1500 годами датируется “Жалованная Грамота великого князя Ивана III Никите Семеновичу Кулибакину и его сыновьям Кузьме, Григорию и Ивану на волостку Якова Федорова в Ивановском погосте Бежецкой пятины” Дворянин Дмитрий Викторович Колюбакин в источниках 1897, 1911 и 1914 годов значится как владелец сохранившейся и поныне усадьбы Тургошь (Березка). В 1880-х годах Д. В. Колюбакин- гласный земского собрания Устюженского уезда, попечитель Коробищенской школы Верховско-Вольской волости. В “Памятной книжке Новгородской губернии за 1884 год” Д. В. Колюбакин упомянут как почетный мировой судья Устюженского уезда (С. 86) и как гласный Уездного Земского Собрания (C. 87). Три стрелы, клык, охотничий рожок, золотые трубы- элементы герба Колюбакиных. Знамя и золотые трубы на гербе устюженских дворян Колюбакиных вероятно символизируют что представители этого рода находились на воинской службе у разных российских государей, которые жаловали их богатыми вотчинами.
Серебряные потоки- указание на название деревни Поток. Здесь с древности располагался центр Иванского Вольского погоста. Это и реки, протекающие по территории Подборовского сельского поселения: Обломна, Карасинка, Лидь.
Червлень (красный)- символ труда, жизнеутверждающей силы, мужества, самоотверженности, праздника, солнца и тепла.
Лазурь (синий, голубой)- символ красоты, любви, мира, возвышенных устремлений. Напоминание о протекающей по территории Лидского сельского поселения (также как и символ головы Наяды) многочисленных речушках и озерах.
Золото- символ божественного сияния, благодати, прочности, величия, солнечного света. Символизирует также могущество, силу, постоянство, знатность, справедливость, верность.
Серебро- чистота помыслов, искренность, правдивость, невинность, благородство, откровенность, непорочность, надежда.

По сообщению В. Пермякова


Утвержден также Знак "Почетный житель МО "лидского СП" - решением Совета депутатов Лидского СП от 31.10.2016 г. № 134. В его основе герб муниципального образования.

По сообщению В. Маркова


На главную страницу "Геральдикума" На главную страницу "Гербов России"