В 2009 году администрация сельского поселения Усть-Цильма подала заявку в Союз геральдистов России на разработку герба МО.
Герб был утверждён Решением Совета МО СП "Усть-Цильма" № 2-22/112 от 31 марта 2011 года "О гербе муниципального образования сельского поселения "Усть-Цильма".
Геральдическое описание герба сельского поселения «Усть-Цильма»:
"В лазуревом поле – узкий пояс, образованный тремя черными и тремя желтыми соединенными квадратами, чередующимися между собой в цвете (черный, затем желтый), в которых расположены поверх и поставлены на угол три желтых и три черных квадрата, также чередующиеся между собой в цвете (желтый, затем черный), причем каждый из них обременен красным узором «костыль»; вверху пояс сопровожден серебряным бобром с таковым же пучком осоки в передних лапах, внизу – серебряной выгнутой (бьющей хвостом) семгой".
Обоснование символики герба сельского поселения «Усть-Цильма»:
Огромные земли по реке Печора располагали богатейшими рыбными промыслами и драгоценным пушным зверем (пушнина считалась главным богатством Севера и важнейшим валютным товаром Европы, была одним из мотивов подчинения различных земель Русского Севера Новгородской республике и княжествам Великой Руси). Пушнина или как ее называли «мягкая рухлядь», а также «красная» рыба (семга) были средством расчета с приезжими купцами, вывозились на различные ярмарки и приносили значительный доход жителям. Что содействовало экономическому развитию слободки, а значит и всех сфер жизнедеятельности, а также увеличению числа жителей.
Ценными мехами в 16 веке считались мех соболя и бобра. Бобер был ценен из-за своей прочности и долговечности, его промыслом занимались устьцилема с начала основания слободки, об этом свидетельствуют документы того времени. В древних рукописях отмечалось: «А с угодья Усть-Цилемския волости жильцов, рыбная ловля на реке Печоре ... и всего 14 тонь, а ловят на всех на тех тонях красную рыбу семгу, а в других речках ловят белую, да бобра бьют», — сообщает документ того времени. Мех бобра поставлялся к царскому двору.
Основным занятием устьцилем испокон веков были рыбный и охотничий промыслы, которые и в наши дни не теряют своей актуальности. Земледелие и скотоводство на первом этапе заселения края играли незначительную роль в жизнедеятельности населения.
«Из грамот и книг предстаёт картина формирования поселения своеземческого типа, столь характерного для новгородских земель в XV – XVI в.в., но сориентированного не столько на земледелие, сколько на промысловые статьи.» (- стр. 346-347, Шватченко О.А., «Усть-Цильма как поселение в XVI-XIX в.в.», Сельская Россия: прошлое и настоящее (исторические судьбы северной деревни): Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Республика Коми, с. Усть-Цильма, 10-13 июля 2006 г.). – Москва-Сыктывкар: 2006. – 480 с. (Институт российской истории РАН, Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН)).
Бобер и семга на гербе сельского поселения «Усть-Цильма» символически отражают основные виды занятия местного населения – охоту и рыболовство, а также символизируют богатую лесную и речную фауну здешних мест.
Пояс, составленный из трех черных и трех желтых соединенных квадратов, чередующихся между собой в цвете (черный, затем желтый), в которых расположены поверх и поставлены на угол три желтых и три черных квадрата, также чередующиеся между собой в цвете (желтый, затем черный), причем каждый из них обременен красным национальным узором «костыль» – стилизованный геометрический орнамент, широко применяемый в традициях вязания устьцилем, символ территориальной принадлежности сельского поселения «Усть-Цильма» Республики Коми, символ хранения местной культуры.
Решение использовать на гербе пояс с национальным узором было принято на основе экспертного заключения кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника ИЯЛИ КНЦ УрО РАН Татьяны Ивановны Дроновой: «Не убедительным представляется орнаментальный мотив, скорее характерный для западно-европейских государств (Пояснение автора - Союз геральдистов отправили изображение герба, где предполагался «пояс, составленный из желтых квадратов, с наложенными на них красными, с желтым крестом, квадратами»). Было бы правильнее использовать орнамент, отвечающий локальной специфике: стилизованный геометрический орнамент центральной его части соответствует одному из орнаментальных мотивов («костыльки»), широко применяемом в традициях вязания. Специальных исследований, посвященных теме «орнаментальное вязание Усть-Цильмы» до настоящего времени не проводилось. Упоминание о распространенном бытовании такого орнаментального мотива приведено в монографическом исследовании автора экспертного заключения «Одежда староверов Усть-Цильмы: традиционные типы и функции в поверьях и обрядовой культуре (сер. XIX – начало XXI вв.)» (в печати)».
Также в книге «Текстильный орнамент коми» (Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми / Г.Н. Климова – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1984. – 144 с.) дается следующее описание традиционного узора усть-цилемских вязаных изделий: «Цветовая гамма усть-цилемских вязаных изделий предельно отработана. Узоры обычно двуцветны (черно-красные, черно-желтые, черно-белые). В изделиях, украшенных семеричными и окаймляющими бордюрами, составных цветов обычно пять: черный, белый, красный, желтый, зеленый. Замена этих цветов наблюдается крайне редко. Каждому из пяти цветов отводится строго определенное место. Семеричные бордюры бывают черно-желтыми с красными вкраплениями и красно-зелеными с белыми вкраплениями».
Цветовая символика герба:
Лазурь – символ чести, благородства, духовности и возвышенных устремлений.
Золото – символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства, урожая.
Красный цвет – символ труда, мужества, силы, красоты и праздника.
Серебро – символ чистоты, ясности, открытости, божественной мудрости, примирения.
Черный цвет – символ благоразумия и смирения".
По материалам портала села Усть-Цильма
Герб СП Усть-Цильма внесен в Государственный геральдический регистр РФ под № 6890.
|
Окончательно герб муниципального района "Усть-Цилемский" утвержден решением Совета
муниципального района "Усть-Цилемский" от 24 июня 2014 года № 259/19
и внесен в Государственный геральдический регистр РФ под № 9512.
Описание герба:
"В червленом поле c узкой оконечностью Библия в пурпурном
окладе с серебряными накладками, корешком и защелкой; оконечность пересечена
на составную и лазоревую части, при этом верхняя часть состоит из 6-ти
чередующихся черных и золотых квадратов с вписанным в каждый квадрат ромбом
переменных цветов, обремененным червленым бруском, вверху процветшим, внизу
вырубным".
Герб района "Усть-Цилемский" может воспроизводиться в соответствии с
Методическими рекомендациями по разработке и использованию официальных
символов муниципальных образований (раздел 2, глава VIII, пункты 45, 46),
утвержденными Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации
28.06.2006 - со статусной короной установленного образца.
Обоснование символики герба района "Усть-Цилемский".
Усть-Цилемский район относится к территориям, которые человек начал заселять
за несколько тысячелетий до нашей эры. Письменные источники и
археологические раскопки позволяют говорить о первых появлениях русских на
Печоре в начале II тысячелетия нашей эры. Сохранившиеся сведения этого
периода свидетельствуют о том, что большинство из них были новгородцы.
Зарождение и основание Усть-Цильмы связано с именем новгородца Ивашки
Дмитриева Ластки, которому в 1542 году была пожалована царская грамота на
пользование землями по реке Печоре. Приток населения Печорского края стал
увеличиваться на рубеже XVII -XVIII веков, связан он был с расколом церкви,
когда ревнители старой веры стали искать уединения от жестоких преследований
государства и церкви в суровом северном краю. Значительное количество их
оседало в Усть-Цильме, сюда бежали из Москвы, Новгорода, Поморья.
Усть-Цильма становилась центром печорского старообрядчества на
северо-востоке европейской части России.
С приходом староверов на Печору с целью сохранения религиозной культуры
начинается их обособление от рядом живущих народов: коми-ижемцев и ненцев. В
результате сложного этнического процесса сформировалась своеобразная
этническая группа - "устьцилема", обладающая особым неповторимым говором,
специфическими чертами культуры, быта и совокупностью других особенностей,
отличающих их от других народов.
Символика герба Усть-Цилемского района связана с его историей и
этнокультурой и потому многозначна:
- червлень (красное) и лазурь (синее) - символически отражают расположение
земель района (красное) на берегах многочисленных рек (главная из которых
Печора) и многочисленных озер (лазурь);
- библия - символ потомков поморов-староверцев, составляющих большую часть
конфессионального состава населения района. Библия (в переводе с
греческого - "книга") - атрибут веры, знания, учения;
- пояс, составленный из черных и золотых квадратов, в которых вписаны ромбы
с фигуркой "костыль" - стилизованный узор "околинки", широко применяемый
местными жителями при рукоделии, символ территориальной принадлежности
района к Республике Коми, символ сохранения местной культуры;
- червлень (красный цвет) - символ труда, мужества, жизнеутверждающей силы,
красоты и праздника;
- малиновый цвет (пурпур) - символ власти, славы, почета, благородства
происхождения, древности;
- серебро - символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения;
- черный цвет - символ благоразумия, мудрости, скромности, честности;
- золото - символ высшей ценности, величия, богатства, урожая;
- лазурь - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности,
возрождения.
Авторская группа:
идея герба: Михаил Ригерт (Кострома), Константин Моченов (Химки);
художник и компьютерный дизайн: Оксана Афанасьева, Анна Гарсия (Москва);
обоснование символики: Вячеслав Мишин (Москва).
Источник - cайт Союза геральдистов России. Текст документа - от В. Маркова
|