Герб Подпорожского городского поселения утвержден Решением Совета депутатов МО
от 16 декабря 2010 года №96 "Об утверждении официальных символов муниципального образования «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области".
Герб внесен в Государственный геральдический регистр РФ под №6672.
Согласно тексту Положения о гербе:
"3. Геральдическое описание и обоснование символики герба
3.1. Геральдическое описание герба:
В поле, понижено скошенном справа серебром и лазурью (синим, голубым) поверх деления – три квадрата, уложенных ступенчато сообразно скошению, каждый из которых волнисто скошен справа лазурью и серебром; по квадратам восходит черный медведь с червлеными (красными) когтями и зубами и серебряными глазами, держащий в пасти лазоревого сига и сопровождаемый вверху слева червленым сияющим солнцем.
Стороны в геральдике определяются от лица, держащего щит.
3.2. Обоснование символики герба:
Впервые Подпорожье упоминается вместе с Погрой, ставшей в XX столетии западной частью города в Новгородской Писцовой книге 1563 года. Эти земли относились к “Воскресенскому погосту в Важенях” (Земля Невская православная. СПб. 2006. С. 166). Cвирь всегда была cудоходна, хотя многочисленные пороги были серьезным препятствием для судов. Первый порог — Вознесенский — у самого истока реки, следующий за ним — Сухой — тянулся на 4,5 километра. Остреченский порог, протяженностью более 7 километров, начинался напротив устья реки Ивины и делил в этом месте Свирь на два узких прохода; ниже располагались Пидемский — у впадения в Свирь реки Пидьмы, Яблонский — ниже села Мятусова, Медведец — самый опасный из всех свирских порогов — находился в том месте, где река делает три особенно крутых поворота, и еще ниже по течению был последний порог — Сиговец. Пороги Медведец и Сиговец располагались в пределах современного города Подпорожье.
Путешествовавший по Свири в 1785 году академик Н. Я. Озерецковский написал: “Деревня Подпорожье в 12 верстах от Юрьевщины, на левом берегу Свири свое название получила по причине порогов, лежащих выше. Первый называется Сиговец, а второй Медведец. Оба простираются по реке на 9 верст, и стремление воды делают столь сильным, что подъем и спуск судов с великим сопряжен затруднениями и опасностями”.
Энциклопедические издания и разные авторы в различных краеведческих публикациях указывают о переселении крестьян-лоцманов во времена Петра I на берега Свири. Так, в энциклопедии “Вся Россия. Города и населенные пункты” (Под ред. А. В. Рябинина., М. 2001. С. 374) отмечается, что “в начале XVIII века в район современного Подпорожья по приказу Петра I были переселены крестьяне с реки Мста для организации судовождения по Свири”. С. В. Кисловской в своей книге “Знаете ли Вы? Словарь географических названий Ленинградской области” (Л. 1968. С. 112) пишет, что “при Петре I на берег Свири были переселены крестьяне Боровичского уезда для проведения судов через пороги”. О крестьянах переведенных на реку Свирь из Новгородской губернии упоминается в “Путеводителе по Северо- Западу России” (СПб. 1993. С. 60). В другом издании- “По Ленинградской области” (Л., 1978. C. 64-65) авторы (Андреева Л. В., Коляда М. И., Кондратьева Е. В.) утверждают, что именно тогда куст древних деревень у порога Сиговец (Ортемовская, Подсогопье, Лупинская, Еремеевская, Сергиевская на Святой горе и другие), носивший еще в XV веке общее название Подпорожье, пополнился: новые деревни основали переселенцы”.
Позднее здесь были построены две деревянные церкви: Св. Дмитрия Солунского в 1836 году (закрыта в 1934 г., снесена в 1951 г. (?)) и Тихвинской иконы Божьей Матери в 1895 году (закрыта в 1934 г., снесена в 1951 г. (?)). До наших дней они не сохранились в связи со строительством Верхне-Свирской ГЭС.
В XIX веке после создания Мариинской водной системы (начала действовать с 1810 года) река Свирь стала важной водной магистралью.
В конце XIX — начале XX века через пороги между селом Мятусовом и Подпорожьем для поднятия судов вверх по течению была налажена так называемая туэрная тяга. Слово «туэр» произошло от английского «тауэр», что означает «опора». В этом месте на дно реки уложили цепь, закрепленную на берегу у начала порожистого участка вверх по течению. Другой конец цепи соединялся с лебедкой специального туэрного парохода. Пароход, наматывая цепь на лебедку, продвигался вперед и проводил за собой суда. Вниз по течению суда спускались буксирными пароходами по одному за один рейс, поэтому перед порогами скапливалось очень много судов, образуя затор недалеко от большого и красивого селения Пидьма. Этому обстоятельству селение и обязано своим названием: вепсское слово «пидьм» и означает затор.
Эта самая опасная и трудоемкая по проводке судов часть Свири от Пидьмы до Важин была довольно густо заселена по сравнению с другими ее участками. Место было оживленное, поэтому здесь часто устраивались торги. В Пидьме они проводились с 9 по 11 мая, с 27 по 29 июля, с 5 по 9 ноября. В Мятусове торга продолжались по три дня в январе, августе и сентябре. В июле и декабре устраивались двухдневные торги в Хевроньино. В Важинах, в деревне Юрьевщине с 15 по 22 сентября проходила ярмарка.
В XVII — XIX веках суда вверх по течению поднимались лошадьми, которые, идя по берегу, по специально устроенной вдоль берега дороге — бичевнику, тащили их за собой на канатах. Вниз суда спускались на веслах. Подъем и спуск судов, а также надлежащее содержание бичевника обеспечивали жители деревень, расположенных по берегам реки. Это давало им прочный и довольно большой по тем временам заработок.
Несмотря на огромное значение Свири в хозяйственной деятельности Северо- Запада России не были приняты меры для улучшения условий навигации по Свири, хотя проекты улучшения условий судоходства по реке и использования ее энергетических ресурсов предлагались неоднократно. После победы Октябрьской революции река Свирь вошла в ленинский план ГОЭЛРО как одно из основных звеньев энергетического строительства на севере страны. После завершения основных строительных работ на Нижнее-Свирской ГЭС, в 1932 году, начались подготовительные работы к строительству Верхнее-Свирского гидроузла у порога Сиговец. В июле 1937 г село Подпорожье было преобразовано в рабочий поселок с включением в его черту деревень Нижнее Подпорожье, Валдома, Кара (Берег, Наволок, Палтога), Нисельга (Об отнесении к категории рабочего поселка селения Подпорожье Подпорожского района Ленинградской области: Постановление Президиума ВЦИК от 5 июля 1937 года //Бюл. постановлений Ленингр. Облисп. 1937. N 20. Обл.). Гидростанция должна была дать первый ток в 1942 году. Война, развязанная германским фашизмом, помешала осуществить этот план. 16 сентября 1941 года в связи с приближением фронта строители затопили котлован ГЭС. Из работников партийных и советских учреждений и строителей Верне-Свирской ГЭС был организован истребительный батальон, который свое первое боевое крещение получил на подступах к Подпорожью, у сел Михайловское и Важины. Позднее истребительный батальон действовал в тылу фашистов на заранее подготовленных базах. Строительство Верхне-Свирской ГЭС возобновилось в 1947 году. В декабре 1951 года эта гидростанция, самая крупная в Ленинградской области, дала первый ток. Обе Свирские ГЭС были включены в Единую энергосистему европейской части СССР. После завершения строительства Верхнее-Свирской ГЭС вода в Свири поднялась более чем на десять метров, перестали существовать страшные пороги, стало возможно движение судов всех категорий с различным тоннажем и осадкой. В результате подпора повысился на 0,5 метра средний уровень Онежского озера. ГЭС дала толчок развитию Подпорожья. Село выросло в рабочий поселок, который в 1956 году был преобразован в город и стал районным центром (О преобразовании рабочего поселка Подпорожье Подпорожского района Ленинградской области в город районного подчинения: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 июня 1956 г. //Бюл. Исполкома Ленингр. Обл. Совета депутатов трудящихся. 1956. N 15. C. 1).
Медведь, держащий в пасти сига- указание на названия порогов- Медведец и Сиговец.
Червленое (красное) сияющее солнце- с одной стороны, напоминание о переселенцах – лоцманах с реки Мсты Боровичского уезда, которые, как указывается в краеведческой литературе, в XVIII веке поселились на берегу Свири, а с другой – напоминание о мастерах резьбы по дереву и памятниках деревянного зодчества Присвирья.
Три квадрата, уложенных ступенчато сообразно скошению, каждый из которых волнисто скошен справа лазурью и серебром - с одной стороны, напоминание о порогах, с другой- о Верхне-Свирской ГЭС и о видах судоходства по Свири в старину.
Серебро- чистота помыслов, искренность, правдивость, невинность, благородство, откровенность, непорочность, надежда.
Червлень (красный)– право, мужество, самоотверженность любовь, храбрость, неустрашимость. Символ труда, жизнеутверждающей силы, праздника, красоты, солнца и тепла.
Чернь – символ благоразумия, мудрости, скромности, честности, древности и вечности бытия.
Лазоревый (синий, голубой)- символизирует знания, истину, честность, верность, безупречность. Лазурь- символ красоты, мягкости, величия".
Материалы геральдического архива В.Маркова (г.Санкт-Петербург)
|