Герб Бай-Тайгинского кожууна (района)
разработан художником-дизайнером Биче-оол Салчаковичем Майны.
"Герб Бай-Тайгинского кожууна выражает и символизирует исторические и культурные ценности и традиции населения кожууна.
Вверху на фоне голубого неба атрибут буддизма Очур (сплетение священной нити - олчей удазын или тос карак, может обознчать хараача). С обеих сторон расположены таёжные птицы - улар, что показывает богатую дичью тайгу. Одновременно эти силуэты похожи на символ музыки - лиру. На фоне птиц узоры с семи узлами тянущиеся на свет, которые символизируют 7 сельских поселений кожууна. Центральный нижний показывает районный центр Тээли. Узоры увенчаны белым кадак, где написано "Бай-Тайга". В центре на фоне силуэта горы Бай-Тайги с вчеными ледниками - сказочная женщина на белом коне с оленьими рогами - "хозяйка Бай-Тайги". Она расположена на зеленом холме, цвет который обозначает, символизирует вечно зеленые растения нашего края: можжевельник, реки и озёра.
Использован рисунок на сайте
Администрации Бай-Тайгинского кожууна (2010 г.)
|
Герб Бай-Тайгинского кожууна утвержден решением Хурала представителей муниципального района
«Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» от 27 марта 2020 года № 179 и внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 12995.
Геральдическое описание герба Бай-Тайгинского кожууна:
«В лазоревом поле – высокая зеленая гора о двух вершинах, каждая с тремя видимыми языками серебряного ледника, правая из которых пологая и выше, а левая остроконечная; под вершинами - женщина, также серебряная, в праздничном тувинском убранстве, включающем остроконечную шапку с отворотом и лентами, подпоясанный халат и сапоги, едущая верхом на идущем серебряном коне с головой, увенчанной рогами оленя; сбруя коня - так же серебряная».
Обоснование символики герба Бай-Тайгинского кожууна.
Бай-Тайгинский кожуун находится на западе Республики Тыва на территории горного массива Бай-Тайга (в переводе с тувинского языка означает «богатая гора»), от которого он и получил своё название. Тувинцы почитают Бай-Тайгу и каждый год у подножья горы собираются жители из разных уголков Тывы для проведения обряда освящения. Заснеженные серебром вершины – символ священной горы Бай-Тайга, вершины которой покрыты вечными ледниками.
Многочисленные мифы и легенды о Бай-Тайге повествуют о могущественном духе-хозяйке горы, обитающем здесь с незапамятных времен и являющемся людям в образе красивой женщины на белом коне с оленьими рогами.
Один из таких сюжетов повествует о необычной встрече бедного охотника с духом-хозяйкой Бай-Тайги. Охотник этот был талантливым – умел искусно сказывать сказки, исполнять горловое пение хоомей и каргыраа. По представлениям тувинцев, если человек приглянется духу-хозяйке, то она одаривает его добычей на охоте. Зная это и встретив духа-хозяйку в облике красивой девушки, охотник остается жить с ней на несколько дней и услаждает ее слух сказками и традиционным тувинским пением. В благодарность дух-хозяйка посылает охотнику богатую добычу.
В другом предании повествуется о реальном событии, произошедшем в 1910 году, когда по приглашению духовных лиц Тывы из Монголии прибыл VIII Богдо-гэгэн, второй по сану буддийский иерарх. Пообщавшись с хозяйкой горы Бай-Тайга, он сказал, что люди, живущие здесь, скоро начнут мастерить что-то красивое и будут настолько искусными, что удивят весь мир. Действительно, жители Бай-Тагинского кожууна очень талантливы и прославлены своим мастерством камнерезов по агальматолиту.
Рога животных, в представлении тувинцев – символ памяти поколений, почтения предков, следования традициям и обычаям. Тувинская пословица гласит:
"Төрелин билбес кижи дөңгүр көк буга ышкаш"
– «Кто не знает родства, тот подобен безрогому серому быку». Это можно понять так, что даже если ты силен, как бык, все равно тебе нечем защищаться, не на кого опереться, если ты не знаешь своих предков, свою родословную.
В образе сказочной женщины на коне с оленьими рогами отражены культура и мировоззрение жителей Бай-Тайгинского кожууна, в которых переплетаются древняя вера тувинцев в духа-хозяйку священной горы с верой в предсказание одного из высших духовных лиц буддизма VIII Богдо-гэгэна. Почитание своих родовых святынь и вера в предсказание буддийского Учителя высокого сана показывает мирное сосуществование двух религий в сознании тувинцев – древних верований и буддизма.
Примененные в гербе цвета и металлы дополняют его символику:
лазурь (синий цвет) – символ возвышенных устремлений, взаимоуважения и согласия в обществе;
зеленый цвет – символ необъятных просторов тайги, роста, надежды, молодости;
серебро (белый цвет) – символ благородства, божественной мудрости, примирения, цвет молока, почитаемого тувинцами.
Авторская группа:
идея герба: Биче-оол Салчакович Майны (с.Тээли);
геральдическая доработка: Константин Моченов (Химки), Юрий Фрейман (Кемерово);
художник: Биче-оол Салчакович Майны (с.Тээли);
компьютерный дизайн: Анна Гарсия (Москва);
обоснование символики: Ольга Френкель (Москва).
По материалам сайта Союза геральдистов России. Текст документа прислан В. Пермяковым
|