В 1420 Ульрих фон Рихенталь (Ulrich von Richental, 1360-1437) поместил в своём рукописной Хронике Констанцкого Собора (Chronik des Konstanzer Koncils, издана в 1862 и 1891 годах) вымышленные гербы «Басарабии» (так в Средние века называли Валахию по династии Басарабов) и Валахии с изображением чернокожих людей, что, очевидно, связано с существовавшим в то время названием предков румын – моровлахи (чёрные влахи): |
В некоторых европейских гербовниках этот герб (с тремя головами мавров на синем или золотом поле) атрибутирован как герб "герцогов Ашолот в Валахии" (Ascholott. duc Ascholot). Что за "герцог Ашолот" приведен у Рихенталя, не ясно... В то время в Валахии и Молдавии правили воеводы Александр Добрый и Мирча Великий. Приведены рисунки:
|
Пауль Риттер (Paul Ritter), называемый по-хорватски Витезович (Vitezovic) в своем гербовнике "Stemmatographia sive Armorum Illyricorum delineatio descriptio et restitution", изданном в 1701 и 1702 годах
привёл цветные изображения разичных стран и территорий, с комментариями на латинском языке, положив в основу гербовник 1420 года Ульриха фон Рихенталя.
Среди других гербов были приведены гербы Молдавии и Басарабии. К этому времени название Басарабии закрепилось за Буджаком (южной частью Пруто-Днестровского
междуречья), где находилась ногайская Буджакская орда, являвшаяся вассалом крымского хана и османского султана. На основе гербовника Пауля Риттера-Витезовича
в 1742 году Христофор Жефарович издал на церковнославянском языке 54-листовую "Стематографию", в которую наряду с 54 черно-белыми изображениями гербов стран
и территорий включил герб Молдавии с изображением головы быка в золотом щите и вымышленный герб Бесарабии, с изображением трёх черных голов в
дамасцированном щите, с комментарием про герб: В описании герба упоминается одна из легенд о наименовании Бессарабии: якобы старое название земли "Бессия", данное по готскому племени бессов, было дополнено упоминанием об арапских пленниках, поселенных здесь в древние времена. Как объяснение черного цвета голов упоминается "царь татарский", имеющий черное лицо, как у демона". В славянском издании "Стематографии" 1741 года о гербе Бессарабии сказано: "Беса-Рабы. Обще нареченные древние готы. Божии рабы нарицатися хотят. По разуму греков твердому произношению необвыкших, могут их Латины, буйства и беса рабы нарицать. Там три главы Эфиопские (Арапские) червлеными убрусами обвязанные на златом щите. Иные на белом (щите) их водружают. Глава человеческая мудрость и усердие знаменует. ... |
Гербы приписываемые Молдавии:
Вообще этот геральдический сюжет - скрещенные суковатые посохи, на вершинах которых головы мавров - известен как геральдический символ Болгарии (гербовник Конрада Грюненберга, 1480; гербовник Мартина Шрота 1581). Позже в европейских гербовниках он стал пониматься как герб Боснии (при этом в центре добавился красный щиток с полумесяцем). Такой герб Боснии изображен, например, в Фойницком гербовнике (ок. 1675-1688), на портрете Стефана Душана 1750-х годов. |
На главную страницу "Геральдикума" | На главную страницу "Гербов Молдовы" |
© Russian Centre of Vexillology and Heraldry.
last modified 12.5.2022