Эмблемы древней Руси

С Х века нашей эры на монетах и печатях Киевских великих князей, на подвесках-верительных знаках, тамгах и т.п. стали появляться родовые знаки - двузубцы или трезубцы.

Первые изображения двузубца как княжеского знака зафиксированы во времена сына Рюрика - Игоря. Двузубец продолжают использовать сын Игоря Святополк Игоревич и в свою очередь его сын Ярополк Святославич.

Знаком Владимира Святославича стал трезубец. По версии ряда специалистов это вызвано тем, что Владимир, как бастард, не имел права на использование родового двузубца. В исторической литературе двузубец получил название "тамга старшего типа", а трезубец - "тамга младшего типа"

Поколение внуков Святослава Игоревича уже использует множество различных вариантов двузубца/трезубца.
Старший внук Святослава - Святополк Ярополчич - продолжал использовать двузубец, но один из зубьев преобразован в крест.
Сын Владимира Святославича Вышеслав использует трезубец с несколько усложненной формой ножки
Младшие сыновья Владимира Изяслав, Ярослав, Мстислав используют отцовский трезубец, но дополняют центральный вертикальный элемент соответственно крестиком, кружком, ромбом.
Cледующее поколение - внуки Владимира: Брячислав Изяславич, Владимир Ярославич [и его сын Ростислав Владимирович], Евстафий Мстиславич - продолжают использовать тот же принцип, т.е. используют отцовский трезубец, но усложняют форму ножки.

К 4-5-м поколениям после Владимира Святого княжеский знак становится более вензелеподобным чаще двузубым.

По статье С.В. Белецкого "О лично-родовых знаках князей-Рюриковичей X-XI вв". версия янина

В исторической литературе (у разных авторов) часто приводятся таблицы изменения двузубцев/трезубцев у Рюриковичей. Исследование тонкостей наследования двузубцев/трезубцев занимались А.В.Орешников, Н.П.Лихачев, Б.А.Рыбаков, В.Л.Янин и другие. Несколько таких схем мы также приведем.

На рисунках приведены схемы:
по статье С.В. Белецкого "О лично-родовых знаках князей-Рюриковичей X-XI вв";
по результатам трудов А. Орешникова и Б. Рыбакова;
по результатам трудов В.Л.Янина;
схема из журнала "Клейноды Украины" (http://forum.svrt.ru/lofiversion/index.php?t4373-350.html)

Знак князя Святослава Игоревича Знак (пломба) князя Ярополка Святославича

На рисунках: слева знак Святослава Игоревича. Справа - пломба Ярополка Святославича. Тамга "старшего типа", наследуемая ими от князя Игоря.

сребреник Святополка, 11 век сребреник Святополка, 11 век

С монеты внука Святослава Игоревича князя Святополка Окаянного (1015-1019) - двузубец, один из зубьев которого имеет форму креста. На рисунке справа - двузубцы на монетах Святополка (по М.Сотниковой).

златник Владимира, конец Х века сребреник Владимира, конец Х века

На золотых (златниках) и серебряных (серебрениках) монетах киевского князя Владимира Святославовича (978-1015) изображался трезубец (на златниках - портрет князя с трезубцем над плечом). Исследуя монеты Владимира, О.Пастернак предположил, что трезубец представляет собой лигатуру "Владимир на столе" (на некоторых монетах трезубец как бы дополнял надпись "Владимир на столе а се его сребро").

О. Пастернак "Пояснение трезубе...."

печать изяслава

Печать князя Изяслава Владимировича (ум. 1001, Новгород). Трезубец посторяет отцовский (Владимира Святого), но дополнен крестиком на центральном зубе.

Источник фото печати - Государственный исторический музец, г. Москва.

сребреник Ярослава то же, эскиз В.Ломанцова

На монетах другого сына Владимира Святого князя Ярослава Мудрого (1015-1054) - вновь трезубец, верх которого украшает кружок.

Подобные знаки имели и другие представители правящей династии: Изяслав Ярославич (1054-1068), Владимир Всеволодович Мономах (1113-1125)


Конечно же, известные нам знаки времён Киевской Руси нельзя считать гербами в современном смысле этого слова. Однако, они имели определённое влияние на дальнейшие символы, а также гербы, Украины.

Значение древнерусских трезубцев не ясно, и вряд ли будет когда-либо раскрыто... Возможно жителям Киевской Руси они были понятны. Но никаких объяснений значения знака с тех времён не сохранилось. Существует великое множество гипотез, объясняющих трезубец. Его считают:
-навершием византийского (или скифского) скипетра,
-тамгой,
-генуэзско-литовским порталом,
-атакующим соколом,
-якорем,
-голубем Святого Духа,
-орнаментом,
-секирой,
-норманнским луком,
-норманнским шлемом,
-навершием франциски (боевого оружия норманнов),
-подсвечником,
-языческой моделью мира,
-навершием булавы и т.п.

Некоторые учёные считают трезубец лигатурой (объединением букв). Т.Скотинский считал, что в трезубце зашифровано греческое слово "ВАСИЛЕВС".

По материалам книги А.Сокульського "Нацiональна символiка Украiни", 1993 и др. публикаций

В начале XXI века популярной стала гипотеза, связывающая трезубец с изображением пикирущего сокола. Серьезных обоснований у данной гипотезы нет. Среди украинских пропагандистов широко используется трактовка трезубца как зашифрованного слова "ВОЛЯ". Но эта гипотеза имеет скорее эмоциональную окраску, чем реально соответствует истине.


На главную страницу "Геральдикума" На главную страницу "Гербов Украины"