с.Усть-Цильма, муниципальный район "Усть-Цилемский"
(Коми Республика)


В советское время существовало несколько версий сувенирных значков с геральдической эмблемой Усть-Цильмы.

Использовано изображение герба из книги Н.О.Миронова "Каталог современных гербов городов стран содружества на значках", Минск, 1995.; предоставленное В.Марковым (Санкт-Петербург)

Одна из "значковых" композиций широко использовалась в качестве герба села, изображалась на официальном сайте села в Интернете и др.

Источник фотографии - сайт Усть-Цильмы

В 2009 году администрация сельского поселения Усть-Цильма подала заявку в Союз геральдистов России на разработку герба МО. Герб был утверждён Решением Совета МО СП "Усть-Цильма" № 2-22/112 от 31 марта 2011 года "О гербе муниципального образования сельского поселения "Усть-Цильма". Геральдическое описание герба сельского поселения «Усть-Цильма»:

"В лазуревом поле – узкий пояс, образованный тремя черными и тремя желтыми соединенными квадратами, чередующимися между собой в цвете (черный, затем желтый), в которых расположены поверх и поставлены на угол три желтых и три черных квадрата, также чередующиеся между собой в цвете (желтый, затем черный), причем каждый из них обременен красным узором «костыль»; вверху пояс сопровожден серебряным бобром с таковым же пучком осоки в передних лапах, внизу – серебряной выгнутой (бьющей хвостом) семгой".

Обоснование символики герба сельского поселения «Усть-Цильма»:
Огромные земли по реке Печора располагали богатейшими рыбными промыслами и драгоценным пушным зверем (пушнина считалась главным богатством Севера и важнейшим валютным товаром Европы, была одним из мотивов подчинения различных земель Русского Севера Новгородской республике и княжествам Великой Руси). Пушнина или как ее называли «мягкая рухлядь», а также «красная» рыба (семга) были средством расчета с приезжими купцами, вывозились на различные ярмарки и приносили значительный доход жителям. Что содействовало экономическому развитию слободки, а значит и всех сфер жизнедеятельности, а также увеличению числа жителей.
Ценными мехами в 16 веке считались мех соболя и бобра. Бобер был ценен из-за своей прочности и долговечности, его промыслом занимались устьцилема с начала основания слободки, об этом свидетельствуют документы того времени. В древних рукописях отмечалось: «А с угодья Усть-Цилемския волости жильцов, рыбная ловля на реке Печоре ... и всего 14 тонь, а ловят на всех на тех тонях красную рыбу семгу, а в других речках ловят белую, да бобра бьют», — сообщает документ того времени. Мех бобра поставлялся к царскому двору.
Основным занятием устьцилем испокон веков были рыбный и охотничий промыслы, которые и в наши дни не теряют своей актуальности. Земледелие и скотоводство на первом этапе заселения края играли незначительную роль в жизнедеятельности населения.
«Из грамот и книг предстаёт картина формирования поселения своеземческого типа, столь характерного для новгородских земель в XV – XVI в.в., но сориентированного не столько на земледелие, сколько на промысловые статьи.» (- стр. 346-347, Шватченко О.А., «Усть-Цильма как поселение в XVI-XIX в.в.», Сельская Россия: прошлое и настоящее (исторические судьбы северной деревни): Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Республика Коми, с. Усть-Цильма, 10-13 июля 2006 г.). – Москва-Сыктывкар: 2006. – 480 с. (Институт российской истории РАН, Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН)).
Бобер и семга на гербе сельского поселения «Усть-Цильма» символически отражают основные виды занятия местного населения – охоту и рыболовство, а также символизируют богатую лесную и речную фауну здешних мест.
Пояс, составленный из трех черных и трех желтых соединенных квадратов, чередующихся между собой в цвете (черный, затем желтый), в которых расположены поверх и поставлены на угол три желтых и три черных квадрата, также чередующиеся между собой в цвете (желтый, затем черный), причем каждый из них обременен красным национальным узором «костыль» – стилизованный геометрический орнамент, широко применяемый в традициях вязания устьцилем, символ территориальной принадлежности сельского поселения «Усть-Цильма» Республики Коми, символ хранения местной культуры.
Решение использовать на гербе пояс с национальным узором было принято на основе экспертного заключения кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника ИЯЛИ КНЦ УрО РАН Татьяны Ивановны Дроновой: «Не убедительным представляется орнаментальный мотив, скорее характерный для западно-европейских государств (Пояснение автора - Союз геральдистов отправили изображение герба, где предполагался «пояс, составленный из желтых квадратов, с наложенными на них красными, с желтым крестом, квадратами»). Было бы правильнее использовать орнамент, отвечающий локальной специфике: стилизованный геометрический орнамент центральной его части соответствует одному из орнаментальных мотивов («костыльки»), широко применяемом в традициях вязания. Специальных исследований, посвященных теме «орнаментальное вязание Усть-Цильмы» до настоящего времени не проводилось. Упоминание о распространенном бытовании такого орнаментального мотива приведено в монографическом исследовании автора экспертного заключения «Одежда староверов Усть-Цильмы: традиционные типы и функции в поверьях и обрядовой культуре (сер. XIX – начало XXI вв.)» (в печати)».
Также в книге «Текстильный орнамент коми» (Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми / Г.Н. Климова – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1984. – 144 с.) дается следующее описание традиционного узора усть-цилемских вязаных изделий: «Цветовая гамма усть-цилемских вязаных изделий предельно отработана. Узоры обычно двуцветны (черно-красные, черно-желтые, черно-белые). В изделиях, украшенных семеричными и окаймляющими бордюрами, составных цветов обычно пять: черный, белый, красный, желтый, зеленый. Замена этих цветов наблюдается крайне редко. Каждому из пяти цветов отводится строго определенное место. Семеричные бордюры бывают черно-желтыми с красными вкраплениями и красно-зелеными с белыми вкраплениями».
Цветовая символика герба:
Лазурь – символ чести, благородства, духовности и возвышенных устремлений.
Золото – символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства, урожая.
Красный цвет – символ труда, мужества, силы, красоты и праздника.
Серебро – символ чистоты, ясности, открытости, божественной мудрости, примирения.
Черный цвет – символ благоразумия и смирения".

По материалам портала села Усть-Цильма

Герб СП Усть-Цильма внесен в Государственный геральдический регистр РФ под № 6890.

Проекты герба для Цилемского райoна по заказу администрации района подготовлены в 2011 году ООО "Ареал-Сервис" (г.Кострома). "За основу первого проекта был взят факт открытия Цилемских рудников. Первые медные и серебряные монеты Руси, первый золотой рубль изготовлены из металла, добытого на Цильме. 1491 год принято считать началом горно-металлургического промысла в Московском государстве. Поэтому геральдисты предложили изобразить перекрещенные серебряные кирки и сопровождающие их золотые монеты зеленом щите, символизирующие добычу медных и серебряных руд и их использование для чеканки российской монеты в период правления Ивана III. Чтобы подчеркнуть этот факт, кирки и монеты сопровождает в главе щита шапка Мономаха. Во втором варианте предложено вместо кирок изобразить открытую книгу как символ богатой старообрядческой книжной культуры района".

Материалы статьи А.Марковой на сайте "Коми-Информ"

Окончательно герб муниципального района "Усть-Цилемский" утвержден решением Совета муниципального района "Усть-Цилемский" от 24 июня 2014 года № 259/19 и внесен в Государственный геральдический регистр РФ под № 9512. Описание герба:

"В червленом поле c узкой оконечностью Библия в пурпурном окладе с серебряными накладками, корешком и защелкой; оконечность пересечена на составную и лазоревую части, при этом верхняя часть состоит из 6-ти чередующихся черных и золотых квадратов с вписанным в каждый квадрат ромбом переменных цветов, обремененным червленым бруском, вверху процветшим, внизу вырубным".
Герб района "Усть-Цилемский" может воспроизводиться в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований (раздел 2, глава VIII, пункты 45, 46), утвержденными Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации 28.06.2006 - со статусной короной установленного образца.

Обоснование символики герба района "Усть-Цилемский". Усть-Цилемский район относится к территориям, которые человек начал заселять за несколько тысячелетий до нашей эры. Письменные источники и археологические раскопки позволяют говорить о первых появлениях русских на Печоре в начале II тысячелетия нашей эры. Сохранившиеся сведения этого периода свидетельствуют о том, что большинство из них были новгородцы. Зарождение и основание Усть-Цильмы связано с именем новгородца Ивашки Дмитриева Ластки, которому в 1542 году была пожалована царская грамота на пользование землями по реке Печоре. Приток населения Печорского края стал увеличиваться на рубеже XVII -XVIII веков, связан он был с расколом церкви, когда ревнители старой веры стали искать уединения от жестоких преследований государства и церкви в суровом северном краю. Значительное количество их оседало в Усть-Цильме, сюда бежали из Москвы, Новгорода, Поморья. Усть-Цильма становилась центром печорского старообрядчества на северо-востоке европейской части России.
С приходом староверов на Печору с целью сохранения религиозной культуры начинается их обособление от рядом живущих народов: коми-ижемцев и ненцев. В результате сложного этнического процесса сформировалась своеобразная этническая группа - "устьцилема", обладающая особым неповторимым говором, специфическими чертами культуры, быта и совокупностью других особенностей, отличающих их от других народов.
Символика герба Усть-Цилемского района связана с его историей и этнокультурой и потому многозначна:
- червлень (красное) и лазурь (синее) - символически отражают расположение земель района (красное) на берегах многочисленных рек (главная из которых Печора) и многочисленных озер (лазурь);
- библия - символ потомков поморов-староверцев, составляющих большую часть конфессионального состава населения района. Библия (в переводе с греческого - "книга") - атрибут веры, знания, учения;
- пояс, составленный из черных и золотых квадратов, в которых вписаны ромбы с фигуркой "костыль" - стилизованный узор "околинки", широко применяемый местными жителями при рукоделии, символ территориальной принадлежности района к Республике Коми, символ сохранения местной культуры;
- червлень (красный цвет) - символ труда, мужества, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника;
- малиновый цвет (пурпур) - символ власти, славы, почета, благородства происхождения, древности;
- серебро - символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения;
- черный цвет - символ благоразумия, мудрости, скромности, честности;
- золото - символ высшей ценности, величия, богатства, урожая;
- лазурь - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения.
Авторская группа:
идея герба: Михаил Ригерт (Кострома), Константин Моченов (Химки);
художник и компьютерный дизайн: Оксана Афанасьева, Анна Гарсия (Москва);
обоснование символики: Вячеслав Мишин (Москва).

Источник - cайт Союза геральдистов России. Текст документа - от В. Маркова


На главную страницу "Геральдикума" На главную страницу "Гербов России"