Герб
Староладожского
сельского поселения утвержден
Решением Совета депутатов
муниципального образования
Староладожское сельское поселение
Волховского муниципального района
Ленинградской области № 14
от 20 ноября 2007 года.
Описание герба:
"В пурпурном поле золотой сокол, летящий вниз, в столб".
" Обоснование символики ГЕРБА:
...
Ладога занимает особое место в истории русской государственности - именно с ней связано летописное "призвание" варяжских князей в 862 году. "И избрашатрие брата с роды своими и придоша к славенам первее и срубиша город Ладогу и седе старейший в Ладоге Рюрик",- говорится в Ипатьевской летописи. После смерти Рюрика (879 г.), при малолетнем Игоре, правил воевода- князь новгородский и киевский Олег, "вещий Олег" древнерусских сказаний. В записи, датированной 922 годом, летописец рассказывает о смерти Олега под Ладогой от укуса змеи. " Иде Олег к Новгороду и оттуда в Ладогу... и уклюни его змея в ногу и с того умре; есть могила его в Ладоге". А. С. Пушкин, использовав летописное предание, создал замечательное произведение "Песнь о вещем Олеге". До сих пор одну из сопок к северу от Малышевой горы, в километре от Старой Ладоги, называют Олеговой могилой. По другому летописному свидетельству, Олег умер около Киева, где также указывают его могилу.
...
Символ сокола олицетворяет на гербе славную историю Старой Ладоги, и с одной стороны, напоминает найденную при раскопках в Старой Ладоге бронзовую бляху с изображением птицы (См., например: А. Н. Кирпичников, В. Д. Сарабьянов. “Старая Ладога. Древняя столица Руси”. СПб. Славия. 2003. С. 135, 143), c другой стороны, напоминает трезубец- знак Рюриковичей. Символ трезубца присутствует на гербе МО Волховский муниципальный район. В книге А. Г. Силаева “Истоки русской геральдики” ( С. 30 ) сказано: “Связь знаков Рюриковичей с миром птиц подтверждается мнениями многочисленной группы ученых. Одни из них склонны видеть в княжеских эмблемах фигуру атакующего сокола, другие доказывают их связь с дружинным искусством Прибалтики и Восточной Европы IX-XI вв. Быт дружинников предопределил две тенденции в изображении птиц. Первая представляет символическую птицу хищником, в скандинавской и русской традиции – вороном, спутником воина и эмблемой дружины. Вторая в изображаемой птице усматривает священную жертву, приносимую князем за свой народ”. Русь в X-XIII вв. не знала слова “знак” или “герб” – она употребляла слова “знаменание” (обозначение, знак, свидетельство), “знамение” (знак, указание) “знаменати” (обозначать, ставить печать, осенять крестом) и многие другие однокоренные слова (Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.) М. 1990. Т. 3. С. 393-398 ). На эту лексическую особенность обратил внимание еще А. Б. Лакиер- известнейший исследователь русской геральдики, называвший все древнеславянские родо- территориальные знаки “знаменами”. Поэтому, как указывает А. Г. Силаев индивидуальные “княжески знамении”, “знамена”, употреблявшиеся на монетах и печатях, вполне можно приравнивать к личным гербам по их назначению и сфере применения, и лишь по форме они не являются гербами в общепринятом толковании этого термина (C. 29).
Соколоподобным был древнеславянский бог огня и света Рарог, культ которого был распространен в основном в западных областях славянского ареала (ср. чешск. raroh, польск- rarog- “сокол”). Да и на Руси охотничий сокол звался рериком, будучи не только любимым героем княжеских и царских забав, но и почитаемым символом отваги и непобедимости. Именно из этой общеславянской основы некоторыми исследователями и выводится имя основателя древне- и общерусской княжеской династии Рюрика.
Несмотря на непрекращающиеся споры об основе родовых знаков Рюриковичей – трезубец (а в ранних вариантах этой эмблемы- двузубец) или стилизация падающей (атакующей) птицы, зрительное сходство с рериком, изображенном на монетах Владимира Святославовича, а особенно на сребренике Ярослава Мудрого и на стокгольмском экземпляре Ярославова серебра, очевидно. В последнем поражает не только полностью соответствующая натуре форма соколиных крыльев, но и обозначение глаза на остром треугольнике головы. Превращение княжеского двузубца в трезубец произошло во время новгородского княжения Владимира Святославовича (970-980). Знак Рюриковичей вышел из употребления в 1230-1240 гг.
Фигура сокола, семантически родственная и интерпретированная в традициях великорусского герботворчества, по мнению исследователя А. Г. Силаева, представляется не только перспективной, но и приоритетной (А. Силаев. “Возрождение Русской геральдики. Иллюстрированный рассказ о месте и значении национальной символики”. М. Олма- пресс. 2005. С. 517 ).
Сокол изображен на иллюстрации к былине “Вольга”, выполненной известным русским художником И. Я. Билибиным ( 1927 г. ).
Известно и много других версий происхождения символа трезубца- воинская эмблема (шлем, секира, лук со стрелой), птица (сокол, ворон), упрощенное изображение якоря, светильника, хоругви, и даже церковного портала.
Сокол в геральдике - символ благородства, храбрости, ума, силы и красоты.
Пурпурный(может передаваться различными оттенками фиолетового, холодно-малинового, сиреневого)- символ власти, благородства, достоинства, славы, почета.
Золото- символ божественного сияния, благодати, величия, богатства, прочности, силы, солнечного света (Солнца) и урожая, в геральдике символизирует также постоянство, справедливость, добродетель, верность.
Герб внесен в Государственный геральдический регистр под №3645.
Материалы геральдического архива В.Маркова cо ссылкой на информацию от К.Башкирова (г.Санкт-Петербург).
Рисунок веб-оптимизирован для "Геральдикума" Ю.Калинкиным.
|