Изварское
сельское поселение
Волосовского муниципального района
(Ленинградская область)


Герб Изварского с.п. утвержден Решением Совета депутатов МО от 24 декабря 2010 года №54. Герб внесен в Государственный геральдический регистр РФ под №6666. Согласно тексту Положения о гербе:

"2. Геральдическое описание и обоснование символики ГЕРБА
2.1. Геральдическое описание ГЕРБА: «В лазоревом (синем, голубом) поле стоящий на чёрной узкой оконечности золотой замок с пятью узкими башнями с шатровыми кровлями и флюгерами, сопровождаемый вверху широкой серебряной лентой, собранной по краям, обременённой тремя червлёными (красными) шарами (один, два) окруженными червленым кольцом».
2.2. Толкование символики ГЕРБА:
На территории муниципального образования Изварское сельское поселение расположено памятное место – усадьба Извара с парком (43 га.), связанное с именем выдающегося русского художника, философа, ученого, археолога, путешественника Николая Константиновича Рериха (1874-1947).
Рерихи купили имение Извара в 1872 году и владели им до 1900 года. Отец – Константин Федорович был известным нотариусом. Мать художника, Мария Васильевна, урожденная Калашникова. Древний род их идет из Скандинавии. Рерих, по- древнескандинавски,- «богатый славой» (Волосовский край: учебное пособие по краеведению / Сост.: Демина Л. А., Ишутова Л. А. и др. [Б. м.]. 2001. C. 83 ). Двадцать шесть лет жизни Н. К. Рериха связаны с этим местом.
На официальном сайте дома музея Рериха в Изваре сказано, что в XVIII веке земли Извары принадлежали М. Б. Шереметьеву, сыну полководца генерал- фельдмаршала Б. П. Шереметьева.
В последней четверти XVIII века здешние земли приобрела жена полковника Анна Ивановна Логинова (1760-1836), которая создала здесь первую усадьбу (статья «Усадьбы Волосовского района» в журнале «Ленинградская панорама» (С. 18). Тогда были построены у дороги каменные хозяйственные постройки, скотный двор, конюшни, амбар, а на берегу озера появилась молочня и мельница. Господский дом, располагался к северу от строений.
C 1808 года землями Извары владела Е. И. Раевская, с 1836 г.- внук последней М. Ф. Хитрово. В 1855 году у М. Ф. Хитрово усадьбу купил поручик Преображенского полка К. П. Веймарн (Ю. М. Гоголицын, Т. М. Гоголицына «Памятники архитектуры Ленинградской области» Л. 1987. С. 185).
Довольно ясное представление об усадьбе дает план 1821 года. Пейзажный парк, скорее всего, был создан уже новыми владельцами- Рерихами, что подтверждается возрастом деревьев. Об этом говорит и сравнение планов 1821 и 1901 годов. Продажа имения совпала с отъездом Н. К. Рериха в Париж в 1900 году. Тогда Мария Васильевна продала усадьбу А. П. Верландеру, почетному гражданину Санкт- Петербурга.
В дальнейшем много внимания в своих воспоминаниях уделял Н. К. Рерих Изваре и курганам: «Также спасибо вам, изварские курганы. Около Извары, почти при каждом селении, были обширные курганные поля от X века до XIV. От малых лет потянуло к этим необычным странным буграм, в которых постоянно находили занятные металлические древние вещи. Около курганов сплетались старинные легенды. Увлекательно маячили курганные поля, обугрившиеся сотнями насыпей».
«Дом Изварский старый, стены, как крепостные,- небось и посейчас стоит. Все в нем было милое. В прихожей пахло яблоками. Большие угольные диваны красного бархата. За оконном старые ели… Важно приехать в Извару…» (Н. К. Рерих. «Зажигайте сердца»). Н. К. Рерих является автором многочисленных картин на темы истории древней Руси. В 1896 году он пишет «Вечер богатырства Киевского», задуманный им как эскиз монументальной фрески на темы богатырского эпоса. Важнейшим условием проникновения в нашу историю явилась для юного Николая Рериха встреча с добрым знакомым отца археологом Л.К.Ивановским, занимавшимся в ту пору исследованием могильных курганов в окрестностях Извары и бравшим мальчика с собой на раскопки. Обнаруженные ими предметы древней старины, производили на Рериха глубокое впечатление и вызывали в нем неукротимую жажду проникнуть через глубь веков в быт и культуру финских и славянских племен Водской Пятины. «Самые первые мои курганные находки... совпали с любимыми уроками истории, - писал впоследствии Николай Рерих. - Много очарования было в непосредственном прикосновении к предметам большой древности. Много непередаваемой словами прелести заключалось в бронзовых браслетах, топорах, полных трепета веков давних». Увлечение, интерес Рериха переросли вскоре в серьезную исследовательскую работу, явились началом научного пути в археологию.
Топоним «Извара» имеет немало версий объяснения его значения. Так, авторы статьи «Усадьбы Волосовского района» в журнале «Ленинградская панорама» (С. 18) Н. Мурашова и Л. Мыслина указывают: «Извара- старинное поселение, по- фински означает «большие холмы». Сходное объяснение находим в книге «Памятники архитектуры Ленинградской области» (авторы- Ю. М. Гоголицын, Т. М. Гоголицына. Л. 1987. С. 185) – правдоподобней всего трактовать это слово как финно-угорское сочетание : «Is»- большой и «Vars»- холм, т. е. «Большие холмы». Ведь вокруг Извары и поныне расположены курганы X- XIV веков - захоронения славянских воинов. С. В. Кисловской в книге «Знаете ли Вы? Словарь географических названий Ленинградской области» (Л. 1968. С. 44-46) полагает, что топоним происходит от слова извор - «исток реки», «источник». Наименование Изварка носит приток реки Лемовжи, впадающий в реку Лугу. Другие версии значения топонима приводит П. Сергеев в рукописи “Некоторые сведения об историческом прошлом Волосовского района», хранящейся ныне в Волосовском историко-краеведческом музее (С. 39): «Название Взвар (Извара) требует совсем иного толкования, чем дает ему наш знаменитый земляк, известный русский художник Н. К. Рерих, который производит это наименование от некоего екатерининского вельможи, индийского раджи Исвара. За ним повторят легенду о радже, правда в ином изложении, авторы фильма “Рерих” и им вторит корреспондент газеты «Смена» А. Петров («Смена». 1983. 6 сент.), вводя в объяснение названия деревни Извара графа Воронцова, который якобы произвел наименование своего имения от древнеиндийского слова «ишвара», что будто бы означало «милость богов». В «Переписной Оборочной книге Новгородской пятины» 1500 года (столбцы 712 и 716) упомянут топоним «Взвар». Тогда земли современного поселения входили в состав Покровского Озеретского погоста Великого Новгорода (Краеведение. С. 29). Деревянная церковь Покрова Пр. Богородицы у деревни Грызово- Озертицы (совр.- Заполье) построенная до 1500 года была разорена в XVII веке во времена шведского владычества.
Более поздней постройкой являлась деревянная церковь Св. Апп. Петра и Павла, построенная там же до 1731 года и сгоревшая в 1879 году (была перенесена в каменный амбар). В 1898-1901 году по проекту архитектора Н. Н. Никонова на другом месте построена каменная церковь, не действовавшая с 1935 года (службы проводились в период оккупации 1942-1945 г.г.) ныне- руины (Земля Невская православная. СПб. 2006. C. 94).
Шведы в 1618 году назвали упоминаемую в 1500 г. как Взвар деревню, а вернее пустошь «Исвар оде» (Jswar Odhe)- «Переписная книга Ижорской земли» (С. 136), они же подтвердили это название, внеся его на карту 1676 года в несколько ином начертании- «Jpwar», и, наконец, после 1703 года, гравер Шхонебек (Шхонбек) на «Карте Ижорской земли» нанес «Исворна М». Слово «взвар» толковые словари изъясняют как «извар, отвар из фруктов и меда», а также «пасека, пчельник». Возможно, что жившие в этой местности в древние времена люди держали пасеку и варили на медовой основе из плодов фруктов и ягод напиток, называемый «взвар» и это название закрепилось за деревней.
В 1912 году усадьба Извара была выкуплена Министерством юстиции для размещения здесь земледельческой колонии. В 1914-1917 гг. был построен комплекс зданий колонии по проекту архитектора А. А. Яковлева (1879-1952) с пристроенной к дому церковью Казанской иконы Божьей Матери (с 1991- действующей). После революции на базе Земледельческой колонии была создана исправительно-трудовая колония, просуществовавшая до начала 1950-х годов.
В 1838 году деревни Лепужи, Заполье (при ней церковь деревянная во имя Св. Апп. Петра и Павла), Озерищи, Соснова, Верести и Черная принадлежали Савеловой, «госпоже провиантмейстерше», при деревне Черной действовала мукомольная мельница. Деревня Сосницы принадлежала подполковнице Шереметьевой.
В 1857 году деревни Леможи, Заполье, Сосново принадлежали господам Хитрово, деревня Сосницы- Шереметьевой, деревня Черная- Савеловой.
Герб рода Хитровых (Хитрово): «Посреди щита, имеющего красное поле, изображена дворянская золотая Корона, сквозь которую выходят крестообразно положенные две шпаги, остроконечиями обращенные к верхним углам, и между их - в нижней части щита осмиугольная серебряная звезда. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем Короною, из за которой видны три строусовых пера. Намет на щите красный, подложен серебром» (Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи, начатый в 1797 году. Часть первая. С. 57)
Герб рода Савеловых: «В щите, разделенном горизонтально на двое, в верхней половине в голубом поле с левой стороны видна выходящая из облак рука в серебряных латах с мечем, на остроконечии которого находится золотая дворянская корона, а под рукою- серебряный шишак с двумя страусовыми перьями. В нижней половине в правом серебряном поле, диагонально изображено знамя голубаго цвета с золотым крестом, а в левом красном поле крестообразно положенные золотая булава и шпага, остроконечиями вниз. Щит увенчан дворянским шлемом и короною со строусовыми перьями. Намет на щите краснаго и голубаго, цвета подложен золотом» (Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи, начатый в 1797 году. Часть седьмая. С. 16).
Герб рода Веймарн: «В щите, разделенном горизонтально на двое, имеющем верхнюю половину черного цвета, а нижнюю золотого, изображен лев, переменяющий цвет в черном на золото, а в золоте на черный, держащий в правой лапе секиру. Щит увенчан дворянским шлемом и короною, над которой изображен до половины золотой лев с секирою в правой лапе. Намет на щите золотой, подложен черным» (Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи, начатый в 1797 году. Часть десятая. С. 99).
С 1861 по 1927 год значительная часть земель современного муниципального образования Изварское сельское поселение входила в состав Сосницкой волости Царскосельского уезда Санкт-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) губернии. Центром волости являлась деревня Сосницы.
В самом центре боевых действий оказалось это имение осенью 1919 года, во время второго похода Юденича на революционный Петроград. Здесь разместился штаб второй стрелковой дивизии Красной Армии. Занятая врагом Извара была освобождена войсками 15-й армии 6 ноября 1919 года.
1 августа 1927 года была образована Ленинградская область, а в ее составе Волосовский район, в состав которого Извара входит и поныне. В марте 1935 года в Изваре заработал Волосовский известковый завод, заброшенные башни которого ныне напоминают средневековые сооружения. Начали его строить в 1932 году. Автор проекта - Буткевич, директор строительства- Громов. Имена стахановцев И. Коптюхова, Г. Кондратьева появлялись в областных газетах. Мощность завода составляла более 100 тонн извести в сутки. Вокруг завода возник жилгородок. Действовали своя электростанция, телефонный узел. В годы Великой Отечественной войны Извара была оккупирована немецко-фашистскими войсками.
Уже в послевоенное время, в 1947 году, после пожара рериховский дом утратил свой первоначальный и привлекательный вид, тогда сгорела деревянная надстройка дома, каменная же его часть не пострадала. В 1956 году бывший усадебный дом перекрыли на два ската, а все его помещения приспособили под жилье. 18 февраля 1972 года управление культуры Леноблисполкома приняло решение восстановить к юбилею Рериха изварский дом художника в прежнем (двухэтажном) виде и включить объект в план реставрационных работ на 1973 год. 2 июня 1973 года распоряжением председателя Леноблисполкома А. Шибанова подчеркивалось важность значения усадебного дома Рериха в Изваре как “памятника культуры местного значения”. Ставилась задача Волосовскому райисполкому и совхозу “Ударник” активно способствовать восстановлению и благоустройству усадебного дома с целью дальнейшего его использования в культурных и просветительных целях. К осени 1978 года усадьба Рериха пережила второе рождение: по проекту архитектора А. Э. Экка реставраторы вернули дому первоначальный облик, который соответствовал рисункам Н. К. Рериха, запечатлевшего усадьбу в мае 1897 года. Были обнаружены декоративные росписи интерьеров относящихся к XVIII веку. В усадебном доме разместились сельсовет, детская художественная школа и библиотека. 19 октября 1986 г., в память 112 годовщины со дня рождения Рериха в Изваре состоялся первый областной рериховский праздник “Зажигайте сердца”. В начале 1987 года изварский дом Рериха получил статус музея- усадьбы, а 11-16 октября 1989 года в нем состоялась конференция «Мир через культуру».
Сочетание серебра и лазури - напоминание о Гималайском мотиве в творчестве великого художника.
Лазоревый (синий голубой ) – слава, честь, верность, искренность, безупречность.
Чернь (черный) - цвет земли и торфа Напоминание о бывшей Изварской сельскохозяйственной школе, действовавшей в начале XX века в имении Рериха и о болотах, занимающих значительные площади муниципалитета Извары. Приверженность сельскохозяйственному труду. Также символ благоразумия, мудрости, скромности, честности, вечности и древности бытия.
Червлень (красный)– право, мужество, самоотверженность любовь, храбрость, неустрашимость. Символ труда, жизнеутверждающей силы, праздника, красоты, солнца и тепла.
Серебро- чистота помыслов, правдивость, невинность, благородство, откровенность, непорочность, надежда.
Золото- могущество, сила, постоянство, знатность, справедливость, верность".

Авторы герба: Башкиров Константин Сергеевич, Карпунина Виктория Валерьевна, Штейнбах Светлана Юрьевна.

По сообщению Б.Вольфова со ссылкой на информацию от главы администрации сельского поселения Владимира Николаевича Бушманова.


На главную страницу "Геральдикума" На главную страницу "Гербов России"