муниципальный район
Дзун-Хемчикский кожуун
(Тыва)


Герб Дзун-Хемчикского кожууна (района)

В значении герба глубоко впитана история кожууна, образ жизни местных жителей, отрасль их работы, богатство и религию.
Общий вид герба – круг:
Неслучайно утверждает в своем высказывании древнегреческий учёный, что из всех видов линий круг- самая своеобразная линия. Её нарисовали похожей на благодатное золотое солнце, на жилище наших предков — юрту, на пиалу, в которой подносят пищу, блюда из молока. В тувинской юрте изображение круга встречается 3 раза: ширина юрты, основание юрты, соединение стен и потолка, крестообразное отверствие из деревянных палок на потолке – тогана. Оно своеобразным образом превращается в круг. Пиала с молочной пищей неразделима с тувинской юртой. Потому что зашедшему юрту в знак гостеприимства мы подносим чай с молоком или молоко в пиале, поэтому наш герб в виде круга. Даже для современных тувинцев, юрта остается самой близкой по сердцу и по душе, так как, юрта для тувинцев – это целый мир: тувинец рождается в юрте, растет, воспитывается, женится и живет, воспитывает своих детей и умирает в ней, а юрта остается потомкам.
Край герба обволакивает жёлтый цвет, обозначающий солнце, который вечно греет своими лучами не только жизнь на земле, но и всех живых существ на ней. Затем идут золотые узоры, напоминающие поля с зерновыми культурами, синий цвет олицетворяет голубое небо Тывы и реку Чадаана, которые наш народ воспевают в песнях. Родная река Чадаана является пульсом, движущей силой Дзун-Хемчикского кожууна, на берегах которой вольготно пасутся все виды скота. В нашем кожууне хорошо развиты землеводство, скотоводство, а также на гербе можно увидеть экскаватор угольного разреза кожууна, который обеспечивает углём всю Тыву.
Надпись «Дзун-Хемчикский кожуун» написан внутри белой ленты (кадак) в знак того, что жители кожууна должны быть глубоко верующими в буддизм и одухотворёнными, высококультурными, счастливыми людьми, чтоб наш кожуун стал дворцом процветанья.
В центре герба отражены следующие элементы – символы «жизни (очаг), солнце и луны», как наивысших элементов, которые были включены в символ власти (печать) одного из основателей ТНР нойона Буян-Бадыргы. В центре символа «Солнце» отражена святыня буддизма с многолетней историей — Храм Устуу-Хурээ, которая получает большое развитие и процветание, в знак веры и надежды, что в будущем Дзун-Хемчикский кожуун станет известен не только в России и Тыве, но и всему миру как Центр буддизма.

По информации Б. Вольфова. Источник:
https://vk.com/id102274770?_parent_post=-83474124_12714&w=wall102274770_5328%2Fall
Описание герба - по официальному порталу Дзун-Хемчикского кожууна. 2016

Герб Дзун-Хемчикского кожууна утвержден решением Хурала представителей муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» от 18 марта 2020 года № 60 и внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 12997.

Геральдическое описание герба Дзун-Хемчикского кожууна:
«В поле, составленном из 12 серебряных и золотых чередующихся клиньев - лазоревый шар (круг) обремененный вверху золотой двухъярусной крышей пагоды (хурээ), увенчанной соёмбо того же металла, а внизу - серебряным, с золотыми гривой, хвостом и копытами, бегущим конем».
Герб Дзун-Хемчикского кожууна, в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований» (Раздел 2, Глава VIII, пункты 45, 46), утвержденными Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации 28.06.2006 года, может воспроизводиться со статусной короной установленного образца.

Обоснование символики герба Дзун-Хемчикского кожууна.
Дзун-Хемчикский кожуун находится на западе Республики Тыва, в западной части Тувинской котловины. Название переводится как «восточный Хемчик». Кожуун расположен в восточной части бассейна реки Хемчик, которая является притоком Енисея и служит северной административной границей кожууна. Дзун-Хемчикский кожуун - гористый район. Рельеф понижается от хребтов системы Танну-Ола (по-тувински Танды-Уула), что протянулись на юге, к долине Хемчика. Долины рек занимают степи, выше раскинулись леса, ещё выше - альпийские луга. Равнины по долинам рек пригодны для сельского хозяйства. Среди природных богатств основным считается уголь. Его добыча ведётся открытым способом.
Территория Дзун-Хемчикского кожууна издревле являлась вотчиной кочевников, которые обитали здесь задолго до нашей эры. В середины I тысячелетия регион последовательно находился в составе Тюркского, Уйгурского, Киргизского каганатов, империи монголов, государства ойратов, маньчжурских династий. В XVIII веке, когда регион был частью Джунгарского ханства, сформировался Даа-кожуун - прообраз современного района. Он существовал и во время Урянхайского края (так называлась Тува в царской России), и в начальный период независимой Тувинской республики (1921-44 годы). В 1929 году из него выделили Дзун-Хемчикский кожуун, который с небольшими изменениями существует и поныне.
В символику герба вписана история кожууна.
В состав современного Дзун-Хемчикского кожууна входят 12 муниципальных образований - город Чадан и 11 сумонов: Баян-Тала, Бажын-Алаак, Ийме, Теве-Хая, Хорум-Даг, Хайыракан, Хондергей, Чыргакы, Чыраа-Бажы, Шеми, Элдиг-Хем, что в гербе аллегорически показано полем, составленным из 12 золотых и серебряных частей.
Многочастное поле объединяет лазоревый (синий) круг. Круг, символизирует жилище тувинских предков - юрту, а также пиалу, в которой подносят пищу, блюда из молока. Пиала неразделима с тувинской юртой: зашедшему в юрту в знак гостеприимства тувинцы подносят чай с молоком или молоко.
В верху круга изображена часть двойной крыши пагоды (хурээ), увенчанная знаком «соёмбо», что символизирует нижнечаданский (Алдыы-Хурээ) и верхнечаданский (Устуу-Хурээ) буддийские храмы. Устуу-Хурээ – один из крупнейших храмовых комплексов, находящихся на территории Дзун-Хемчикского кожууна, который по праву считается центром духовности, колыбелью становления государственности Тувы. Именно на территории Устуу-Хурээ была заложена основа тувинского алфавита, отчеканена первая монета Тувинской Народной Республики и образовано первое высшее учебное заведение (институт), выпускники которого становились первыми управленцами Тувы.
На крыше храма расположен знак монгольских, бурятских и тибетских народов «Соёмбо» означающий понятие «самозародившийся» (письм. монг. soyombu, soyongbu). Соёмбо является древним комплексным символом, восходящим к индо-буддийскому наследию.
Верх Соёмбо увенчан знаком огня, который для тувинцев традиционно означает рассвет и возрождение, а также продолжение и расширение рода. Огонь (очаг жизни) символизирует теплоту, благополучие, непоколебимость и искренность народа, живущего в кожууне. Три языка пламени олицетворяют процветание народа в трёх временах - прошлом, настоящем и будущем.
Солнце и Луна - главные светила на небосклоне, дающие тепло и свет, они символизируют доброту и вечность. Эти символы были включены в печать хун-нояна Буян-Бадыргы, правителя Даа кожууна:
Конь - надежный друг степняка-кочевника, символизирует энергию, скорость, стремление к прогрессу.
Примененные в гербе цвета и металлы дополняют его символику:
лазурь (синий цвет) - у кочевников-скотоводов с древнейших времен является символом бескрайнего неба («Дээр-Ада», «Дэнгер-Дээр»), отца прародителя всего на земле, символизирует стремление к бескрайним высотам во всех направлениях деятельности, чистоту помыслов и крепость духа.
золото (жёлтый цвет) - символизирует достаток, гордость, верность, справедливость и человеколюбие, а также вероисповедование местных жителей (буддизм).
серебро (белый цвет) - символ благородства, божественной мудрости, открытости, примирения, цвет молока, почитаемого тувинцами.
Авторская группа:
идея герба: Д.Д-Д.Монгуш, М.К.Монгуш., М.Т.Куулар, Э.Х.Ховалыг (все - Чадан);
геральдическая доработка: Константин Моченов (Химки);
художник и компьютерный дизайн: Анна Гарсия (Москва);
обоснование символики: Юрий Фрейман (Кемерово).

По материалам сайта Союза геральдистов России. Текст документа прислан В. Пермяковым.


На главную страницу "Геральдикума" На главную страницу "Гербов России"