г. Тараклия
(Taraclia; Молдова)


См. также герб района Тараклия

Город Тараклия неофициально считается цетром болгар Молдовы.

Эмблема города Тараклия, используемая на сувенирных значках во времена СССР. Видимо, не утверждённый...

Рисунок реконструирован по сувенирному значку

Современный герб Тараклии утверждён 13 августа 2003 года.

Использована фотография сувенирного значка на сайте GERBOWIKI.RU (cо ссылкой на В.Алюнина, г.Кишинев). Фото въездного знака предоставлено А. Нестерюком.

Герб Тараклии (данные 2016 г).

...

Современный герб Тараклии (одобрен Национальной геральдической комиссией Решением № 93-V.01 от 24 июля 2018 года).

"ГЕРБ города Тараклия представляет собой красный щит, увенчанный пятибашенной серебряной городской короной. На щите изображен восстающий золотой лев, держащий в лапах плуг. Элементы, изображенные на гербе, имеют свое символическое значение. Лев – главный геральдический символ болгарского государства и главная этническая эмблема болгар. Он взят из официального герба Болгарии, что показывает неразрывную духовную связь между жителями города с их исторической родиной. Вместе с тем образ льва символично повторяет образ льва с эмблемы автономии болгарских колоний в Южной Бессарабии в составе Молдавского княжества (1856–1878). Движение льва слева направо (с правой геральдической стороны в левую) символизирует переселение болгар с запада на восток – путь, проделанный от Болгарии до Бессарабии.
Плуг символизирует прокладывание дороги, труд и плодородие. Также он отражает основное занятие болгарских переселенцев в Тараклии – земледелие. Наличие этого символа связано с тем фактом, что именно болгары разработали и внедрили так называемый «болгарский плуг», который подходил к засушливым землям Буджака. В 40-х гг. XIX в. он был усовершенствован. Будучи запущенным в серийное производство в Одессе, он стал распространяться по всей Бессарабии. Позже этот плуг был назван «бессарабским»(1). Он широко использовался в хозяйствах тараклийцев, что способствовало их экономическому развитию в царский период.
В оконечности щита на серебряном/белом фоне изображена тамга Тарак лазоревого цвета, символизирующая тот факт, что Тараклия была основана на месте ногайского поселения, где проживал род Тараклы (входивший в состав ногайского племени Киейли)(2). Это племя имело родовой знак (тамгу) по форме похожую на гребень (тарак), откуда и берет свое современное название город. Наличие тамги, являющейся говорящей геральдической фигурой, символизирует исторический континуитет и вместе с тем приводит к удревлению герба. Кроме того, тамга имеет смысловое значение. Ее схожесть со славянской буквы «Т», наводит на первую букву из названия города Тараклия, что придает этому элементу в указанном гербе двойное смысловое значение.
Щитодержатели изображают молодого парня и девушку, одетых в национальную болгарскую одежду тараклийского типа. Изображение символизирует первых болгарских переселенцев, основавших Тараклию, а также призвано подчеркнуть этнический характер современного населения города. Вместе с тем изображение показывает богатые культурные традиции Тараклии, олицетворенные современным народным ансамблем «Родолюбие», созданным в 1987 г. и принесшим славу городу за его пределами.
Элементы костюма отражают регионы, откуда болгары переселились в Тараклию. Значительная часть тараклийцев эмигрировала сюда в первой половине XIX века с юго-востока Болгарии – Адрианопольской, Ямбольской и Пловдивской областей, а также из ее северо-восточной части: Руссенской и Шуменской областей(3).
Элементы мужской одежды следующие:
Шапка (болг. пост), кожух (болг. бидян), штаны и постолы из овечьей кожи, что символизирует развитие овцеводства у первых болгарских колонистов. Наличие бидяна говорит о бессарабском периоде в истории тараклийцев, так как у болгар из Болгарии этот элемент не используется в одежде.
Рубашка (болг. риза), косоворотка, синяя, из хлопка.
Пояс тканый, красный. Символизирует здоровье.
Постолы (болг. царвули) из свиной кожи.
Элементы женской одежды следующие:
В костюме преобладает красный цвет, являющегося символом здоровья и жизни.
Платок (болг. барис) желтая, праздничная, традиционно завязана под подбородком.
Красная герань над ухом, является украшением и говорит о молодости девушки.
Платье и фартук (болг. престилка) домотканые, из овечьей шерсти, что отражает развитие овцеводства у первых колонистов.
Крестик на груди, указывает на исповедание тараклийцами христианства.
Золотые монеты на груди (болг. гердани), браслеты (болг. гривни) на руках и пряжки (болг. пуфта) на поясе выступают символами богатства.
Платок в руке символизирует чистоту и незамужность девушки.
Под геральдическим щитом, на развевающейся серебряной/белой ленте начерчен девиз: «Българският дух е непобедим», который был воспринят из болгарской песни «Българи» (автор текста – Вероника Атева-Шкетиева)(4).
Девиз отражает двухсотлетнюю историю болгар Тараклии, которые проживали в условиях различных политических режимов: царский период (1812–1918), румынский период (1918–1940; 1941–1944), советский период (1940–1941; 1944–1991), независимая Республика Молдова. Несмотря на неоднозначность жизни на протяжении указанных исторических этапах, болгарам Бессарабии удалось сохранить свою духовность: родной язык, традиции и обычаи.
1. Новаков С. З. Роль задунайских переселенцев в сельскохозяйственном прогрессе юга Бессарабии // Болгарская общность в Молдове и Украине (XIX–XX вв.). Страницы истории и культуры. Кишинев, 2010, с. 34-35
2. Бакалов С. Размышления о территориальном расселении татаро-ногайских родоплеменных групп на юге Пруто-Днестровского междуречья (XVI–XIX вв.) // Адилет. Алматы, 2012, № 2, с. 170.
3. Червенков Н., Думиника Ив. Тараклии – 200 лет. Том І (1813?1940). Науч. ред. К. Калчев. Кишинев: «S.S.B.», 2013, с. 49.
4. Вероника. Българи // http://mp3-cc.com/m/91755-veronika/8737277-blgari/ (дата обращения – 25.05.2018).
5. Червенков Н., Думиника Ив. Тараклии – 200 лет.., с. 205-207.
6. Конституция Республики Молдова. Кишинев: Arc, 2016, с. 25-26.
7. По пути национальной духовности болгар Молдовы. Сост. И. Грек, Н. Червенков, Т. Шикирлийская. Кишинев: S.?.B., 2005, с. 374-376, 377-380.
8. Recensamantul popula?iei ?i locuin?elor, 2014 // http://recensamant.statistica.md/ro/profile/900 (дата обращения – 25.05.2018).

Описание подготовили Иван ДУМИНИКА и Сильвиу АНДРИЕШ-ТАБАК. Источник - https://www.svetlina.online/?p=692


На главную страницу "Геральдикума" На главную страницу "Гербов Молдовы"