Герб Тараклии утвержден Решением примэрии города Тарааклия № 2/5 от 24 марта 1997 года. Автор - Антон Иванович Кеосе.
Форма щита треугольная (варяжская, древняя).
Равнобедренный треугольник, вписанный в квадрат – стилизованный белый цветок болгарского орнамента, семь лепестков которого касаются верхней кромки щита. Лепестки цветка и верхняя кромка щита образуют шесть червленых прямоугольников меньшего по ширине размера, чем лепестки.
В центре цветка группа фигур, главные из которых – два восстающих, каждый за своим золотым плугом золотых льва. Плуги взаимно пересекаются на осевой линии щита.
Фигуры львов сверху сопровождает стлизованный трехзубый червленый чесок (дарак), который львы поддерживают одной лапой, а другой удерживают ручки плуга.
У подножия львов сопровождают три золотых квадрата (2 и 1) – стилизованные керамические плитки.
Две боковые стороны цветка обрамляются зауженным опрокинутым стропилом зеленой финифти, вершина которого опирается на центр нижней оконечности щита.
Внешние стороны стропила и боковые кромки щита образуют червленые поля в форме распустившегося тюльпана.
Цветок – символ культурного центра этнических болгар на юге Молдовы.
Львы – прееемственность и сохранение культурных традиций болгар – основного населения города.
Плуги олицетворяют трудолюбие и упорство в достижении цели, земледелие.
Чесок – старинное тавро (таро), которым болгарские колонисты – переселенцы из Болгарии (19 в.) метили свой скот после ухода из этих мест ногайцев (татар-буджаков, 1806-1808 гг.). Чесок – для расчесывания шерсти овец (дарак, тарак) указывает на этимологию названия города – Тараклия.
Плитки – совместное Молдово-германское высокотехнологичное предприятие «Керамика-Т» в зоне свободного предпринимательства города.
Стропило – город расположен в огромной балке, защищенной от ветров.
Тюльпан – символ юного города (1995), устремленного в будущее.
Материалы геральдического архива В. Маркова. Рисунок - https://tuk.md/socium/...
Однако Комиссия по геральдике Республики Молдова забраковала герб 1997 года, т.к. он не соответствовал "нормативным, научным и художественным требованиям".
Новый герб Тараклии утверждён решением городского совета № 3/5 от 13 августа 2003 года. Его автор - Иван Топал, главный архитектор района Тараклия.
В щите, скошенном слева зеленью и червленью, золотая арка с серебряным колоколом, сопровождаемая снизу золотым кувшином с черным орнаментом, обремененном черным дараком.
Использована фотография сувенирного значка на сайте GERBOWIKI.RU (cо ссылкой на В.Алюнина, г.Кишинев).
Фото въездного знака предоставлено А. Нестерюком.
Комиссия по геральдике Республики Молдова отказалась признать и герб 2003 года.
|
Проект герба Тараклии, одобренный Национальной геральдической комиссией Решением № 93-V.01 от 24 июля 2018 года [но пока, видимо, еще остающийся проектом, т.к. городские власти не утвердили этот вариант].
Автор проекта герба - художник Петр Великсар (г. Тараклия), консультант по проекту создания символов города - историк доктор Иван Думиника.
Упоминается также об участии Сильвиу Табака.
"ГЕРБ города Тараклия представляет собой красный щит, увенчанный пятибашенной серебряной городской короной. На щите изображен восстающий золотой лев, держащий в лапах плуг. Элементы, изображенные на гербе, имеют свое символическое значение. Лев – главный геральдический символ болгарского государства и главная этническая эмблема болгар. Он взят из официального герба Болгарии, что показывает неразрывную духовную связь между жителями города с их исторической родиной. Вместе с тем образ льва символично повторяет образ льва с эмблемы автономии болгарских колоний в Южной Бессарабии в составе Молдавского княжества (1856–1878). Движение льва слева направо (с правой геральдической стороны в левую) символизирует переселение болгар с запада на восток – путь, проделанный от Болгарии до Бессарабии.
Плуг символизирует прокладывание дороги, труд и плодородие. Также он отражает основное занятие болгарских переселенцев в Тараклии – земледелие. Наличие этого символа связано с тем фактом, что именно болгары разработали и внедрили так называемый «болгарский плуг», который подходил к засушливым землям Буджака. В 40-х гг. XIX в. он был усовершенствован. Будучи запущенным в серийное производство в Одессе, он стал распространяться по всей Бессарабии. Позже этот плуг был назван «бессарабским»(1). Он широко использовался в хозяйствах тараклийцев, что способствовало их экономическому развитию в царский период.
В оконечности щита на серебряном/белом фоне изображена тамга Тарак лазоревого цвета, символизирующая тот факт, что Тараклия была основана на месте ногайского поселения, где проживал род Тараклы (входивший в состав ногайского племени Киейли)(2). Это племя имело родовой знак (тамгу) по форме похожую на гребень (тарак), откуда и берет свое современное название город. Наличие тамги, являющейся говорящей геральдической фигурой, символизирует исторический континуитет и вместе с тем приводит к удревлению герба. Кроме того, тамга имеет смысловое значение. Ее схожесть со славянской буквы «Т», наводит на первую букву из названия города Тараклия, что придает этому элементу в указанном гербе двойное смысловое значение.
Щитодержатели изображают молодого парня и девушку, одетых в национальную болгарскую одежду тараклийского типа. Изображение символизирует первых болгарских переселенцев, основавших Тараклию, а также призвано подчеркнуть этнический характер современного населения города. Вместе с тем изображение показывает богатые культурные традиции Тараклии, олицетворенные современным народным ансамблем «Родолюбие», созданным в 1987 г. и принесшим славу городу за его пределами.
Элементы костюма отражают регионы, откуда болгары переселились в Тараклию. Значительная часть тараклийцев эмигрировала сюда в первой половине XIX века с юго-востока Болгарии – Адрианопольской, Ямбольской и Пловдивской областей, а также из ее северо-восточной части: Руссенской и Шуменской областей(3).
Элементы мужской одежды следующие:
Шапка (болг. пост), кожух (болг. бидян), штаны и постолы из овечьей кожи, что символизирует развитие овцеводства у первых болгарских колонистов. Наличие бидяна говорит о бессарабском периоде в истории тараклийцев, так как у болгар из Болгарии этот элемент не используется в одежде.
Рубашка (болг. риза), косоворотка, синяя, из хлопка.
Пояс тканый, красный. Символизирует здоровье.
Постолы (болг. царвули) из свиной кожи.
Элементы женской одежды следующие:
В костюме преобладает красный цвет, являющегося символом здоровья и жизни.
Платок (болг. барис) желтая, праздничная, традиционно завязана под подбородком.
Красная герань над ухом, является украшением и говорит о молодости девушки.
Платье и фартук (болг. престилка) домотканые, из овечьей шерсти, что отражает развитие овцеводства у первых колонистов.
Крестик на груди, указывает на исповедание тараклийцами христианства.
Золотые монеты на груди (болг. гердани), браслеты (болг. гривни) на руках и пряжки (болг. пуфта) на поясе выступают символами богатства.
Платок в руке символизирует чистоту и незамужность девушки.
Под геральдическим щитом, на развевающейся серебряной/белой ленте начерчен девиз: «Българският дух е непобедим», который был воспринят из болгарской песни «Българи» (автор текста – Вероника Атева-Шкетиева)(4).
Девиз отражает двухсотлетнюю историю болгар Тараклии, которые проживали в условиях различных политических режимов: царский период (1812–1918), румынский период (1918–1940; 1941–1944), советский период (1940–1941; 1944–1991), независимая Республика Молдова. Несмотря на неоднозначность жизни на протяжении указанных исторических этапах, болгарам Бессарабии удалось сохранить свою духовность: родной язык, традиции и обычаи.
1. Новаков С. З. Роль задунайских переселенцев в сельскохозяйственном прогрессе юга Бессарабии // Болгарская общность в Молдове и Украине (XIX–XX вв.). Страницы истории и культуры. Кишинев, 2010, с. 34-35
2. Бакалов С. Размышления о территориальном расселении татаро-ногайских родоплеменных групп на юге Пруто-Днестровского междуречья (XVI–XIX вв.) // Адилет. Алматы, 2012, № 2, с. 170.
3. Червенков Н., Думиника Ив. Тараклии – 200 лет. Том І (1813?1940). Науч. ред. К. Калчев. Кишинев: «S.S.B.», 2013, с. 49.
4. Вероника. Българи // http://mp3-cc.com/m/91755-veronika/8737277-blgari/ (дата обращения – 25.05.2018).
5. Червенков Н., Думиника Ив. Тараклии – 200 лет.., с. 205-207.
6. Конституция Республики Молдова. Кишинев: Arc, 2016, с. 25-26.
7. По пути национальной духовности болгар Молдовы. Сост. И. Грек, Н. Червенков, Т. Шикирлийская. Кишинев: S.?.B., 2005, с. 374-376, 377-380.
8. Recensamantul popula?iei ?i locuin?elor, 2014 // http://recensamant.statistica.md/ro/profile/900 (дата обращения – 25.05.2018).
Описание подготовили Иван ДУМИНИКА и Сильвиу АНДРИЕШ-ТАБАК. Источник - https://www.svetlina.online/?p=692
|