Великое княжество Литовское

В 1251 году новогрудский князь Миндовг принял христианство, Папа Римский признал Великое Княжество Литовское (Magnus Ducatus Lituaniae) самостоятельным христианским государством, и 6 июля 1253 года в г.Новогрудке Миндовг был коронован как король Литвы присланной Папой Иннокентием IV короной (но в дальнейшем государство называлось по-прежнему не королевством, а великим княжеством, а его правитель – носил титул великого князя).

В середине XIV века Великое княжество Литовское было разделено на две территории: Виленскую и Трокскую. В 1413 году территории стали воеводствами. В 1504 году выделилось Полоцкое воеводство, в 1506 году - Витебское воеводство, в 1507 году - Новогородское, в 1520 году - Подлесское. В 1556 году под протекторат Литвы отошёл Ливонский Орден, затем Рижское епископство. В 1561 году образовалось герцогство Курляндское в составе Литвы. В время административно-территориальной реформы 1565-1566 годов было сформировано несколько воеводств (в том числе на Украине), однако в 1569 году они перешли непосредственно к Польше.

Колюмны - Гедиминовы Столбы

монета князя Кейстута

Одним из древнейших символов Великого княжества Литовского является т.н. герб "колюмны" - изображение, напоминающее три башни и похожее на знак Рюриковичей - трезубец. Эта композиция была на монетах литовских князей уже в XIV веке (см.фотографию монеты князя Кейстута (ум. 1382). Другое название "колюмн" - "Гедиминовы столбы". историки связывают их также с именем великого князя Литовского Гедимина (1316-1341). Хотя по некоторым сообщениям на древних литовских брактеатах (монетах) колюмны встречаются ещё со времён князя Миндовга; 1234-1263).

В XVI в. появилась гипотеза, что герб Колюмны связан с фантастическим происхождением великих князей Литовских от князей на службе у Публия Либа Полемона, родственника римского императора Нерона, который якобы в 16 году н.э., когда когда был подожжён Рим, Публий Либа Полемон, бежал из Италии и пришёл в страну Литовскую. С ним были якобы четыре князя: Довспрунг герба Китаврус (Кентавр); Юлиан Урсин герба Медведь, двоюродный брат Публия Полемона по матери; Гектор Гастолер герба Кринтий (Роза); Проспер Цезарин (Искарин или Спримнус) герба Колумн (Колонна). Якобы Проспер Цезарин проживал в Риме у Траяновой колонны, которая и изображалась в его гербе.

Колюмны использовал и князь Витовт (кн.1392-1430). Во время Грюнвальдской битвы (1410 г) на 10 хоругвях литовского войска были изображены "колюмны" (на остальных - "погоня"). По словам польского историка Яна Длугоша это был знак, которым Витовт клеймил своих коней.

монета князя Сигизмунда с колюмнами

После того, как гербом княжества стала "погоня", "колюмны" продолжали использоваться в качестве дополнительной эмблемы правящей династии, изображались в ряду земельных гербов, вместе с "погоней" украшали монеты и т.п. До XVI века "колюмны" обычно изображались золотом по червлени, затем иногда серебром. После XVI в. в гербах Великого Княжества Литовского «колюмны Гедимина» не изображались.

Изображение герба Литовского, XV в. (рисунок взят с сайта: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:XV_a._Lietuvos_herbas.jpg)

До XVI века "колюмны" обычно изображались золотом по червлени, затем иногда серебром. После XVI в. в гербах Великого Княжества Литовского «колюмны Гедимина» не изображались.

"Погоня"

В Великом Княжестве Литовском изображение всадника с поднятым над головой мечом называлось «Погоня». Великий князь Литовский Ягайло в своём привилее от 20 февраля 1387 года так объяснял изображение в гербе:
...Quotiescunque etiam hostes et adversarios nostros et ipsius terrae nostrae Lithuanicae fugitivos insequi opportuerit, ad insequutionem huiusmodi, quod роgоniа vulgo dicitur, nоn solum armigeri, verum etiam omnis masculus, cuiuscunque status aut conditionis extiterit, dummodo аrmа bellicosa gestare poterit, proficisci teneatur.
...В том же случае, когда придётся преследовать врагов, неприятелей наших, которые убегали бы с нашей литовской земли, то для этого рода преследований, которое по народному называется Погоня, обязуются отправляться не только рыцари, но и каждый мужчина.

В польской геральдике всадник с поднятым вверх мечом именуется "pogon". В Литовской республике "погонь" в частности называется "витисом" (от литовского глагола "vyti"- гнать).

Кто первым в Великом княжестве Литовском начал использовать этот герб, доподлинно не известно. Одни историки приписывают это Великому князю Литовскому Наримунту (нач. 14 в.), который получил герб от магистра Ливонского ордена; другие - князю Витеню (Витенис, 1295-1316). Есть также гипотеза, что всадник на литовских печатях появился при Великом князе Литовском Траидене (1270-1284). о том что великий князь Витень принял этот герб есть запись в Густынской летописи (16-нач. 17 стол.)

"Витень нача княжити над Литвою измысли себе герб и всему князству Литовскому печать: рыцерь збройный на коне з мечем, еже ныне наричут погоня".

Преемник Витеня, великий князь Литовский Гедимин, использовал на своей печати ангела, но ангел так и не стал государственным символом Великого княжества Литовского. Уже сын Гедимина Наримунт снова вернулся к "Погоне". Об этом в летописи говорится так: "Той Наримонт мел герб, або клейнот, рицерства своего таковый: в гербе муж збройный, на коню белом, в полю червоном, мечь голый, яко бы кого гонячи держал над головою, и есть оттоля названый "погоня".

печать Корибута Ольгердовича

Другие литовские князья также использовали печати с всадником. Преемник Витеня князь Гедимин использовал на своей печати ангела, но ангел так и не стал государственным символом Литвы. Уже сын Гедимина Наримунт снова вернулся к погоне. Другие литовские князья также использовали печати с всадником. Например, новгород-северский князь Корибут Ольгердович использовал погоню с копьем, разные печати (погоня с мечом и погоня с копьем) были и у великого князя Ягайлы.

Впервые печать с аналогичным сегодняшнему гербом, всадником с занесённой саблей, была использована в 1366 году на договоре литовского князя Ольгерда с польским королём Казимиром III. Всадник изображался не в щите, а непосредственно на поле печати, что в общем было распространенной традицией в те годы.

Конный всадник на печати князя Витовта (князь в 1392-1430).

Изображение взято из иллюстраций к статье О.Рево "Гербы городов Виленской губернии". // Наука и жизнь, №6, 1999

На большой великокняжеской печати Витовта (1413 г.) щит с "Погоней" изображался на почетном месте - в руках князя, как главная государственная эмблема. Вокруг размещались земельные гербы: Трокский, Жмудский, Волынский.

Приводим изображение герба Великого княжества Литовского на обложке Статута ВКЛ, данного королем Польши и Великим князем Литовским Сигизмундом III Вазой 28 января 1588 года в Кракове.

Апостольский крест

Король Польский и Великий Князь Литовский Владислав II (в язычестве – Ягайло, в православии - Яков) (1377 - 1398) ввёл в 1386 году в государственную геральдику Великого Княжества Литовского двойной "апостольский" крест (с равными по длине горизонтальными перекладинами). Он изображался на щите у всадника. Считается, что такой герб в XIII веке получил князь Миндовг от римского папы Иннокентия XIV в знак признательности за принятие католичества.

печать миндовга

Это согласуется с т.н. "печатью Миндовга" (1195–1263 гг 1252 года, приведенной в изданной в 1910 году в г.Вильне книге В.У. Ластовского "Короткая история Беларуси" с надписью славянскими рунами "Свою печать князь Миндог ставит". вокруг увенчанного короной щита с изображением всадника с поднятым над головой мечом и висящим на левом плече щитом с шестиконечным крестом.

Хотя сама печать в книге Ластовского очень похожа на подделку (откуда в 13 веке такие корона и мантия)... Но интересно, что Ластовский связывает имя Миндовга с "погоней".

По одной из версий двойной крест Ягайло позаимствовал из герба Венгрии после своей женитьбы на Ядвиге, дочери умершего короля Венгрии и Польши Людовика Анжуйского (Лайоша) I Великого. Две перекладины креста символизировали тот факт, что Литва находится и в восточной и в западной Европе, то есть христиане Литвы подчиняются и Риму и Константинополю. Хотя эта версия и сомнительна..., униаты в Великом княжестве Литовском не подчинялись Константинополю.

По другой версии – это видоизменённый патриарший крест (с более короткой верхней перекладиной) преподобной Евфросинии Полоцкой (1110—1173), дочери полоцкого князя Георгия Всеславовича, внучки князя Всеслава Брячиславича (Чародея), который был изготовлен для церкви Святого Спаса по заказу Ефросиньи полоцким мастером Лазарем Богшей в 1161 году и бывший символом полоцких князей.

погоня с саркофага Ягайлы

На саркофаге короля Ягайлы изображена "Погоня", а на щите у всадника изображен именно такой двойной крест. Считается, что двойной крест - знак династии Ягеллонов.

Использованы материалы книги В.Румынцевой "Эмблемы земель и гербы городов Левобережной Украины..."; статья О.Рево "Гербы городов Виленской губернии". // Наука и жизнь, №6, 1999


На главную страницу "Геральдикума" На главную страницу "Гербов Литвы"